logo search
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека

Изображение человека – желание столь же древнее, как само человечество, самая понятная тема, посредством которой мы можем выразить нашу собственную человеческую суть. Каждый день мы видим людей, тела, лица, движения; мы считаем, что знаем точно, как выглядит человек. Почему же, несмотря на это, так трудно изобразить его «правильно»? «Я просто не умею рисовать», - вот самый распространенный ответ на этот вопрос. Но в чем трудность? Может, дело в руке, которая не слушается и неправильно водит карандашом? Вряд ли. Это наше мышление, которое передает руке фальшивую информацию, отдает ей неправильные приказы. «Мы не верим своим глазам» и повинуемся своему знанию. Проблема в этом. Мы знаем, нога, рука выглядят так-то и так, доверяем этому и считаем ненужным посредством внимательного изучения перепроверить, действительно ли это так.

Общее впечатление определяет взаимодействие таких факторов, как соотношение размеров, объемы, формы, свет и тени. Рассматривая эти факторы по отдельности, мы постепенно приблизимся к реальности изображения человеческой фигуры.

Рисование фигуры человека – это трудный этап, в котором художник не только показывает степень своего профессионального мастерства, но и раскрывает свое внутреннее индивидуальное лицо как творческая личность.

Художников всех поколений привлекали в изображении человека удивительная пластика тела и его красота, богатейшая внутренняя жизнь. В основе работы каждого художника должна лежать постоянная работа с натурой и всестороннее наблюдение за человеком. Каждый художник должен познать сложность конструкции человеческой фигуры и разнообразие форм его тела. В этом ему помогут постоянные наброски, зарисовки и кропотливая работа над рисунками обнаженной фигуры, выполняемыми в течение продолжительного времени.

Только после тщательного и упорного изучения обнаженной натуры можно приступать к рисованию человека в одежде.

Для учебной постановки рисунка обнаженной фигуры человека нужно прежде всего выбрать интересную модель. У многих прекрасно сложенных людей видны лишь формы тела, образованные мышцами, и не просматривается костная основа. Такие люди в качестве натуры для учебного рисунка не подходят. С этой целью лучше выбирать рослых и худощавых людей. При выборе постановки следует поставить натурщика так, чтобы чувствовалась форма его тела, и четко читалось движение фигуры. Именно поэтому рисовать обнаженную модель следует, не используя фотографии, т.к. в них отсутствует третье измерение – пространственность. При необходимости можно воспользоваться музейными скульптурами или рисовать себя перед зеркалом.

Рабочее помещение должно быть удобным и не слишком маленьким, чтобы до модели было достаточное расстояние (минимум 4 м) идеально, если у модели есть возможность одеваться и раздеваться вне этого помещения.

Обязательным является наличие регулируемого по высоте обогревателя, небольшой подставки (около 30 см) и осветительного прибора. Кроме того, необходим стул для сидящей или подстилка для лежащей модели.

Хорошо работать сидя, еще лучше стоя у стола или мольберта. Тогда будет нужное расстояние до листа бумаги и в результате можно избежать неправильного ракурса, который исказит работу.

Значительную роль играет психологическая обстановка в студии, взаимоотношения художника и модели. Натурщица Регина Холленбургер высказала свое мнение на этот счет: «Мне как модели особенно важно, чтобы между рисующими и мною возникли раскованные дружеские отношения. Тогда позировать в студии обнаженной становится для меня не тягостным, а естественным состоянием. В сосредоточенном состояние у обнаженной модели возникает позитивное ощущение, своего рода настроение медитации, при котором я каждый раз осознанно воспринимаю свое тело. При этом возможность до некоторой степени самой определять позу дает чувство сопричастности к творческому процессу – рисунок благодаря тебе становится более достоверным. В результате я чувствую себя равноценной партнершей в создании рисунка. Мне приятно наблюдать, как по-разному видят меня участники группы, как различно передают мой облик на бумаге. При этом совершенно не играет роли, «красивым» ли окажется результат».

Основной принцип рисования обнаженной модели – целостность. Целое – это больше, чем сумма частностей! Даже прекрасно нарисованная, даже хорошо очерченная рука или детально смоделированная нога портят общее впечатление от изображенной натуры, если они получились слишком большими или слишком маленькими. Лишь когда пропорции – отношение размеров отдельных деталей – согласованы, у зрителя возникает впечатление, что изображен «действительно» человек. Важно видеть фигуру человека как целое, как большую форму. Этим создается костяк для дальнейших шагов.

Начинается работа над рисунком обнаженной фигуры, как и над любым рисунком, с композиционного размещения фигуры на листе. Решая композиционную задачу, следует учесть, что очень крупно фигуру изображать не следует, иначе может создаться впечатление, что она как бы выходит из листа. Лучше расположить фигуру несколько в глубине. Со стороны поворота фигуры и с нижнего края листа нужно оставить места немного больше. Если места будет больше с верхнего края, то создастся впечатление, что фигура висит, а не стоит на плоскости. Относительно композиции готовых рецептов не существует, в каждом конкретном случае она решается индивидуально. Композиция зависит от положения натуры и ее окружения.

В качестве основы обнаженной натуры требуется сделать набросок плоскостного изображения фигуры в виде силуэта, который передаст представление о единой форме. Чтобы не отвлекаться деталями, полезно осветить модель сзади. Детали исчезают, контраст светлого и темного усиливается, и вам будет легче видеть только «темное пятно на светлом грунте. Значимо то, что во время работы нельзя упускать из поля зрения целое, сохранять как можно большее расстояние до бумаги и временами делать паузу, чтобы иметь возможность периодически рассмотреть работу в целом и сравнить.

Чтобы видеть натуру в целом, нужно постоянно бросать взгляд на модель и снова на рисунок – сравнивать их. По возможности не менять положения головы, дабы не изменить угол зрения. Если делать это в быстрой очередности, то между моделью и

рисунком возникает последовательность из двух отдельных картин, при которой как в мультфильме, может возникнуть впечатление движения. По этому движению можно распознать погрешность вашего рисунка.

Перепроверка восприятия тела как целого производится посредством объективного метода - измерения, а после – сравнения.

Итак, при выполнении рисунка обнаженной фигуры человека в течение 3-4 часов сначала осуществляется выбор натурщика и положение рисующего. Продумывается освещение.

Перед постановкой натурщика следует внимательно осмотреть. Можно попросить его повернуться, анализируя части его тела и их связь между собой. Внимательно следует осмотреть натуру со спины, в положении стоя и сидя, выполняющей движения руками и т.д.

Наблюдая за натурой, следует выбрать ей позу в интересном движении и повороте. Когда поза выбрана, можно решать композиционную задачу. В рисунках, выполняемых в течение непродолжительного времени, не следует заниматься тональной передачей объема форм фигуры. Чтобы четко выполнить поставленную задачу и уложиться во времени, рисующий должен с самого начала хорошо понять ее.

Главное в этих рисунках – передать пропорции, характер, движение тела человека в пространстве, используя линейно-объемное выражение. Примером таких рисунков могут служить работы В.А. Серова «Сидящий натурщик» и М.А. Врубеля «Натурщик». Одна из главных задач таких рисунков – правильная передача постановки фигуры. Фигуру нужно поставить так, чтобы она не «падала», а твердо стояла на плоскости в том движении, в котором она стоит в натуре. Здесь также нужно уделить внимание положению центра тяжести, т.е. равновесию формы. Центр тяжести находится чуть выше лобка, если смотреть спереди; в области крестца, если смотреть со спины; и в области тазобедренного сустава, если фигура стоит в профиль.

Вертикаль, опущенная из центра тяжести, всегда попадет на точку опоры, находящуюся у стоп ног или между ними. Проведя вертикаль из центра тяжести, намечают основную массу фигуры.

Каждая форма фигуры имеет свою ось, показывающую направление формы, объясняющую ее конструкцию. Эти оси следует постоянно сравнивать между собой и с вертикалью, опущенной из центра тяжести. Необходимо также провести срединную линию и дальнейшее построение парных форм вести относительно нее. После того, как будет намечена общая форма фигуры, переданы ее пропорции и связь основных форм, можно перейти к передаче объема с помощью линии и тона. Сначала тоном можно закрыть теневые места, определив их местоположение, но не в полную силу. Здесь следует вспомнить рисунок Альбрехта Дюрера «Схема построения фигуры». Из рисунка видно, как художник начал лепить большие объемы фигуры человека, отбирая главное, как бы не замечая второстепенных деталей, которые в непродолжительном рисунке не нужны. Можно еще сделать моделировку форм, обобщая рисунок, и закончить его. Основная задача при этом будет выполнена. Перед тем как приступить к рисунку, выполняемому в течение более продолжительного времени (8-10 часов), нужно тщательнее продумать выбор натуры и ее окружение. Не следует загромождать постановку сложным интерьером, фоном, выбирать сильные ракурсы и сложное движение, во-первых, потому что натурщику придется долго стоять в одной позе, а, во-вторых, потому, что лишние предметы могут увести рисующего от главной цели в передаче натуры – фигуры человека во всем его многообразии и богатстве.

Поза натурщика должна быть естественной, удобной. Можно посадить его, но при этом проследить за тем, чтобы все характерные формы фигуры были ясно видны.

Главная задача рассматриваемого рисунка состоит в том, чтобы, кроме построения фигуры, передать ее объемную форму в пространстве. Перед выбором композиционного решения рисунка следует сделать несколько набросков с натуры. Они помогут лучше познакомиться с характерными чертами модели, его движением или позой, характером ее форм. По наброскам легче выбрать композиционное решение.

После выбора композиции можно перейти к построению рисунка. С самых первых штрихов нужно понять, какие формы и их плоскости находятся на первом плане от рисующего и какие уходят в пространство. Далее нужно вести работу так, как с непродолжительными рисунками, т.е. по этапам. Напомню, что первый этап заключается в поиске композиционного решения, в построении фигуры, в начальной передаче объема основных форм. Эта работа рассчитана на один сеанс продолжительностью 3 часа.

Перед следующим сеансом нужно проверить, правильно ли выполнена задача первого сеанса. Когда смотришь на рисунок после перерыва, быстрее улавливаешь недостатки, к которым присмотрелся в процессе работы. Затем нужно перейти к передаче объема частей тела, одновременно показывая связь всей фигуры с окружающим пространством. При передаче тональности все время уточняются отношения и их связь с общей формой. При работе над каждой формой тела следует вести весь рисунок полностью, объем каждой формы увязывать с формой всей фигуры. На этом заканчивается второй сеанс. Перед началом третьего сеанса также следует проверить правильность рисунка. Рисуя, нужно непросто проводить линии, копируя модель, а все время проверять, уточнять, искать. Передавая объем разнообразных форм человеческого тела, нужно применять линии разной формы, ширины, тона. Форма линии зависит от форм тела, которые эти линии передают. Кто не видит и не ощущает объема, тот никогда не сможет передать натуру. «Художник должен знать, чтобы научиться видеть; увидев, он может вложить знание в то, что увидел. Надо абсолютно владеть формой, чтобы вложить в нее содержание», - говорил художник Н.Э. Радлов. Так, третий этап состоит в обобщении работы, приведении ее к цельному художественному содержанию. Здесь огромную роль играет индивидуальность натурщика, его внутренний мир. К примеру, на рисунке В.В. Мешкова показано женское тело в динамике с ясным рельефом его конструктивной основы. В рисунке чувствуется движение, внутреннее утверждение характера модели. На рисунке А. Иванова «Полусидящая натурщица» переданы мягкость, женственность, нежность человеческого тела. Кажется, все в нем олицетворяет покой: и прическа, и сережка, и легкая настороженность лица.

По этим рисункам можно понять, что индивидуальность модели заставляет художника выбрать подходящие для нее художественные средства выражения. Вспомним рисунок Микеланджело «Мужской торс». Какое буйное, неистовое движение человеческих форм, какой силы полна фигура! Кажется, в этой силе бурлит удивительное внутреннее движение человеческого тела, переданное великолепной объемной линией, выражающей пластику движущихся форм.

В рисунке И.Е. Репина «Сидящий мальчик натурщик» видна передача нежного тела юноши. И его поза, и занятие говорят о покое, тишине. Художник выполняет рисунок линией с легкой тональностью, не нарушающей спокойствия модели.

Следует остановиться на передаче таких важных моментов в конкретной натуре, как точность пропорций, положение форм в пространстве и их направление. Здесь также имеют большое значение индивидуальные черты человека. Если натура обладает широкими плечами и длинными руками, в рисунке нельзя изображать покатые плечи и короткие руки. Индивидуальные пропорции натуры должны быть переданы точно.

Рисунки обнаженной модели, выполняемые в течение продолжительного времени, могут иметь фон – драпировку. Фон должен составлять одно целое с фигурой человека. Главной должна быть фигура, а все дополнительные элементы должны помогать ее выражению. Некоторые, начинающие рисовать, увлекаясь предметом фона или драпировкой, забывают о фигуре, и она уходит на задний план, являя собой нечто второстепенное. Надо запомнить, что все элементы и дополнения натуры должны служить для большей ее выразительности. В работе О.А. Кипренского «Натурщик» фигура является главным предметом изображения, а предметы, окружающие ее, помогают ее восприятию, так как они переданы сдержанно, мягко.

Рисование обнаженной фигуры человека помогает основательно понять и выразить пластику натуры, в которой существует такое огромное количество плавных, мягких, нежных переходов и нюансов. Это многообразие является неиссякаемым источником наблюдения и изучения натуры.

Здесь внимание было акцентировано на линейном выражении объема форм, так как линия является основным средством выражения замысла художника декоративно-прикладного искусства. Однако в произведениях многих художников можно встретить и ракурсное изображение фигуры человека. Существует множество моментов, привлекающих художников к передаче объемов человеческого тела в сложных ракурсах: интересное и необычное композиционное решение, сложное изображение конструктивной формы тела и его пластики.

Выполняя рисунок фигуры в ракурсе, рисующий решает труднейшую задачу построения формы в пространстве. При выборе ракурса позу натурщика следует тщательно продумать. Большую роль в такой постановке имеет освещение, при котором особую сложность представляет передача глубинного пространства. Формы тела натурщика должны быть четко видны и понятны.

Приступая к выполнению рисунка, нужно тщательно продумать его композицию. Наметив горизонтальные и вертикальные вспомогательные оси, переходят к построению фигуры. Художник должен построить фигуру как проекцию на плоскости. Сначала проводят срединную линию, намечают формы конечностей. При построении рисунка нужно внимательно следить за членением фигуры и форм частей тела, показывая их изменение в положении ракурса. Многие делают ошибку, рисуя формы заднего плана искусственно уменьшенными. Просто уменьшать их нельзя, их нужно сокращать, основываясь на законах перспективы. Формы сокращаются по степени удаления в глубину пространства.

При построении ракурса нужно все время следить за тем, чтобы главный луч зрения располагался перпендикулярно к картинной плоскости.

После того, как композиционное построение и построение общей формы фигуры вместе с ее частями будет закончено, можно перейти к передаче объема форм тела человека. Формы тела человека в ракурсе воспринимаются упрощенно, но передать объем частей и фигуры все равно нужно.

Выполнение рисунков в ракурсе – задача сложная, но она обогащает видение рисующего и знакомит его со сложными приемами, которые, может быть, ему придется решать в будущем.

Выполнение этюда обнаженной фигуры человека содержит много поучительного и интересного. Живопись обнаженного тела представляет больший интерес, чем его рисование. Здесь раскрывается больше возможностей для передачи выражения, строения и пластики фигуры, ее объемности, положения в пространстве, красоты и гармоничности.

Для постановки нужно выбрать натуру красивого телосложения, где хорошо читались бы строение и пластика тела. Освещение лучше всего взять боковое. Фон в первых этюдах должен быть спокойный, не кричащий, помогающий выявлению колорита тела.

Первым требованием к этюду является композиционная ясность и точность. Сначала нужно сделать несколько краткосрочных этюдов и передать в них общую колористическую и пластическую сущность постановки. После выполнения рисунка следует приступать к прокладыванию общих цветовых отношений. Лепка формы должна быть разнообразной. Мазки должны ложиться по объему формы модели, подчеркивать и лепить ее.

Обнаженную фигуру писать нелегко, так как тело, невзирая на большое сочетание оттенков, все-таки в целом имеет один цвет. Кожа у людей бывает разная: у одних она гладкая, с блеском, у других – матовая.

Лица людей могут быть белыми, желтыми, красными, розовыми со всеми полутонами и переходными стадиями этих цветов, могут иметь зеленый, голубой, серый, фиолетовый, коричневый оттенки. Окраска кожи изменяется по разным причинам: из-за волнения, испуга, в результате физического труда, из-за загара и т.д.

Разные части тела также отличаются друг от друга по окраске. На цвет тела человека влияют освещение и окружающие предметы. Таким образом, задача по выполнению этюда заключается в следующем: на небольшом цветовом объеме с помощью множества тонких оттенков живописно вылепить объемно-пространственное изображение обнаженной фигуры человека.

Если в композицию постановки включить предметы, близкие по цвету к телу человека, то и в этом случае ничто не может заслонить его живую трепетность. Чтобы успешно передать в цвете живое человеческое тело, нужно собрать все свои знания и умение, приобретенные ранее и вложить их в работу над этюдом.