19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
В 20-е годы - художественная самодеятельность, кружки, клубы, народные дома, дома Культуры.
В начале 30-х - Дворцы культуры, а в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки.
В 1928 году был основан новый вид КДУ - ЦПКиО в Москве (парк как учреждение культуры)
В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино и радиопередвижки, выставки) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны.
С началом ВОВ сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину уменьшилась. Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу.
В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки.
С конца 50-х «тематический вечер», вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения».
В 1965 году преобразование сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская)
В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).
Работе. В 1964 году библ. Институты были переименованы в институты культуры. Развивалась система образования в сфере досуга (культ-просвет, училища), в с-хоз и пед. вузах открылись факультеты общественных профессий (подготовка руководителей худ. самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, муз. Училищ и школ.
Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.).
В 70-80-е годы, «одомашнивание» досуга, неорганизованная самодеятельность (подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-фуппы (российский андефаунд).
Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и др.
С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК)
К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии.
К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.
Достижения в системе культурно-просветительной работы в СССР:
В СССР была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений; система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга. Был накоплен определенный опыт работы с населением.
Проблемы в системе культурно-просветительной работы в СССР:
Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано. Культурно-просветительная деятельность являлась деятельностью по коммунистическому воспитанию трудящихся. Теория культурно-просветительной работы была предельно насыщена идеологическими штампами и сводилась к пересказу партийных решений и установок. Клубы, библиотеки, музеи, парки рассматривались как «орудия» внедрения в сознание масс марксистского мировоззрения. Также были политизированы и идеологизированы все виды общественной деятельности, общественные дисциплины, литература и искусство. К сожалению, такие сферы деятельности, как народные промыслы и ремесла (кузнечное ремесло, художественная роспись, берестяные и соломенные изделия), изучение этнических корней отдельных народностей бывшего СССР постепенно утрачивалась, т.к. стояла партийная задача о переходе к новой исторической общности - «советский народ».
Противоречия в системе культурно-просветительной работы в СССР:
Пролеткультовские ошибки, связанные с неприятием непреходящих ценностей культуры (в частности, религиозной культуры) и неразработанностью общей теории культурно-просветительной работы привели к значительному опережению в развитии одних ее компонентов, таких как библиотековедение, и отставанию других, таких как клубоведение, - и практическому застою в научном осмыслении закономерностей и принципов социально-культурной деятельности парков культуры, музеев, кинотеатров, научно-просветительных, туристско- экскурсионных, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, театрально-зрелищных учреждений и иных институтов рациональной организации свободного времени.
Бесплатное для население пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, ориентация клубных учреждений на развитие культурно-просветительной, пропагандистской, воспитательной и др. форм работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породило отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры, от части из-за того, что ее проводниками являлись люди зачастую далекими от культуры.
В соответствии с программными установками правящей партии насаждалась политизация культурной жизни. Среди всех сфер культуры главенствующую роль получила политическая культура, в которой господствовали марксистские догматы. Здесь формировались мировоззренческие ценности, которые затем вносились в массовое сознание и жизненную практику. Государственно-политические органы осуществляли в полном объеме управление духовной жизнедеятельностью. Это позволяло целенаправленно и системно развивать социокультурную инфраструктуру и в тоже время впрямую регулировать содержание образования, проблематику научных исследований, направленность художественного творчества. Свобода в мировоззрении, в творчестве трактовалась как модифицированное верноподданичество. Любое инакомыслие воспринималось как антипатриотическое проявление.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.