15. Скопин - центр художественной обработки глины.
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников. Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину.
С середины 19в стали делать скульптурную керамику. Первоначально единичные предметы : птица, лев, шар, самовар. Такую вещь ставили перед обычным товаром как рекламу. Мастера соревновались в сложности. Предметы становятся обычными но для привлечения внимания. Позже появляется спрос и стали делать на продажу и возить на крупные ярмарки в музеях хранятся коллекции . Они датируются 2ой пол 19в - нач 20в. Среди изделий интересны кувшины с высоким горлом, квасники, фигура стуловом в виде медведя,а ручка в виде змея. крышку завершала фигурка птицы. Иногда сосуд имел кольцевой копус, а внутри размещалась фигурка дракона. Сохранились подсвешники в виде птицы скопы, мужика в полушубке. Делали и просто скульптуру. Это сосуды в виде животных. А некоторые выполняли портреты знатных людей. В ход шел гончарный круг, на нем вытягивали изображение и прорабатывали детали. Изделия привлекали выдумкой, интересными формами, узорностью силуэтов. Есть вещи и не очень приятные. Некоторые перегружены деталями, уродлива фигуры, устрашающий характер. И в этом случае всеравно сделаны мастерски и профессионально выполнены. Гончарное искусство связано со всей южнорусской традицией. А для него характерны узор, яркость, бренность. Не предметы для ежедневного пользования. Праздничная вещь. Обычно гончарная посуда простая крепко построена, умерено украшена.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.