11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
Ткач-во стоит на 2-м месте по промыслу по сле дерева. Руч-е ткач-во-изг-е тканей из льна, конопли, шерсти. Наиболе интересные узорные ткани. В музеях основ-й мотив крес-х тканей датир-ся сер.19в, но есть изд-я и из ранего периода. Ручное ткач-во до сер.19в. было основ-м преоб-м. Во 2 п.19в.несмотря на то, что появ-ся много фабрик, руч.тк-во продолжает играть важную роль, особенно в деревнях. Ручные ткани испол-ся для шитья одежды и для убрнаства. В разных районах имелись свои особенности, но вместе с тем были и общие черты. Среди тканных изделий были распрос-ны полотенца с вышитыми концами (вычура), передники, рубахи, сарафаны, скатерти, пестрядь.
Ручное тканьё делали на ручном дерев-м станке-кросно. Первонач-но это незамысловатое изделие-рама, которую укладывали на подпорке и на раму натягивали нити паралел-но друг другу, это наз-ся основа. Затем в ручную протягивали поперечные нити,в руч.ткач-ве наз-ся уток-горизон-я основа. В примит-м устройстве уток пробир-ся под первою нитей, под вто-й ит.д. Затем всё усовершен-ся появ-ся красно-ручной станок, кот-й даёт возможность исп-ть много разных переплетений. Орнамент в ткач-ве строго геометр-й, даже если это растит-е мотивы, т.к. рисунок строиться на переплетении нитей. Мотивы в узорном ткач-ве разнооб-ны: птицы, цветы, животные, ромбы, свастика. Есть наиболее значит-е по семантике изоб-я: женская фигура (знак богини, птицы-воздушная стихия, знаковым явл-ся солярный знак-лунница.
Большинство узоров в руч.тк-ве простое, но красивые. Традиция узоров склад-сь столетиями и есть повсеместные технологии: 1)религ-е тк-во распр-но на севере и центр.рай-х (Сибирь)-ткач-во с пом-ю дер-х дощечек с дырочками-ремезки, благодаря кот-м могут создав-ся многоцветные сложные узоры. Самая простая ткань-пестрядь-исп-сь для шитья сарафанов, понёв, рубах. Она делалась на двух ремезках. Но в р.тк-ве могут быть и рельефные орн-ты(круги, пряники, их вып-ли на 5 ремезках. Так же делали столешницы. Полотенца, а скатерти на 8 ремезках; 2)закладное ткач-во-сложное исполнение, и оно двустороне. Каждый участок одного цвета строго ограничен нитями м/д соседними цветами, получ-ся узкий вертикальный просвет-зазор. Основа такоготкач-ва льняная или коноп-я, а уток шерстяной или х/б, а иногда на льняной основе встреч-ся шёлковый уток(техника для южных губерний). 3)бранное тк-во-отлич-ся от закладного рельефной фактурой. Особ-ти: каждый цвет утка проходит по всей ширине ткани в ручном 40 см как полотенце. Узор здесь ложится поверх фона: то как с лица то как с изнанки. Чаще всего бр.тк. вып-ся в виде красных гориз-х полос на белом фоне: полотенца, скатерти, рукава рубах. Фон-обычный холст на двух ремезках. Для выпол-я этих полос исп-ся спец-е приспос-я: для узорной полосы-дощечки, на которых заранее настроены нити.4)белое бранное тканьё-тонкий узор и главный эффект формируется рельефом свето-фоновой игрой. Оно исп-сь везде. 5)Выборное тк-во похожа на бранное и узор вып-ся с пом-ю дощечек, но! Уток не прокидывается от края до края, а узором здесь запол-ся отдельные участки-выборы. И след-ноэти выборы имеют в тк-ве при льняном фоне многоц-й орнамент-декорат-е знач-е принадлежит фактуре узора. Было распр-но в северных губ-ях и рязанской. 6)ажурное ткач-во особенно отлич-сь красивым узором. Исп-сь во многих местах, но больше на севере. Узор-просвеч-й в виде мережек. Ажурный узор перемежается с более плотным участком ткани. Исп-сь в оконных занавесках, полотенцах, фартуках. 7)руч-е тка-во исп-сь в Сибири (самый распр-й). С р.тк. делалась посвсед-я одежда из льна одного цвета и эффект создавался только материалом. И часто тканный узор в готовых изделиях сочетался вышивкой и кружевом. Особая обл-ть в р.тк-ве-изг-е поясов. Рис-к в них имеет символику (сваст-й знак-колесо жизни). Для окраски пряжи исп-ли растит-е красители (при всей насыщ-ти они ник-да не бывали кричащими.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.