14. Русское ковроделие.
Вид узорного ткач-ва, известно давно, но как самос-я отрасль ДПИ сформир-сь на рубеже 19в. Начало фабричного ковроделия относ-я к 18в. Это была императ-я шпелерная мануф-ра, образ-я по указу П1. Она и повлияла на последующее развитие ковроделия. Мануф-ра и все другие предприятия были небольшими и всё выполняли ручным способом. Первая попытка механизировать ковроделие принадлежит Андрееву, кот-й создал механ-й станок, выполнил первую пару ковров, но из-за войны 12г. Погибло его произ-во и в дальнейшем развитие не получило, и только через два десятилетия появ-ся предприятие и вместо ручного произ-ва-машинное (это дорожки с джакардовым или набивным рисунком.
Дорожки или паласы-двусторонний ковёр, гладкий, без ворса, либо гобелены – декоративная ткань с вытканным рисунком, с изображениями. Машинные ковры дешевле, быстро входят в моду, вытесняют ручное, мелкие фабрики закрыв-ся. В 70-е гг. из 80 фабрик остаются 5 и они полностью машиниз-ы. В музеях ковров 1п.19в. сохранилось мало и они разбросаны по музеям. Но техника изготовления разная, худож-е достоин-ва разные и К.было широко распрост-но и во дворц-х усадьбах и в городах.
Ковры ч.в. встреч-ся плафонного постр-я со сложными композ-ми из садовых цветов, геометр-х фигур. Рисунки ковров для пола по своей комп-ии нап-ют роспись плафонов. Плафон-лепнина или роспись вокруг светильника на потолке. Настенные ковры формируют интерьер, что придаёт стройность, делает интерьеры гармоничными. Ковры плафонного построения впис-ся в интерьер. Рисунки на коврах строятся разнооб-но. Типы рисунков: 1)циклич-ие и 2)с замунутыми центрическими композициями. Центральное поле ковра мало загружено или вовсе остаётся свободным и занимает пышный венок со свободной серединой.
Иногда такой ковёр плаф-го постр-я (венок в центре, а по углам уравнов-ся букетиками – узор таких ковров расположен на цветном фоне. Цвета могут дополнять друг друга, а внек-х случаях м.б.полностью орнам-ны и внего впис-сь букеты. Иногда декор-й ряд прерывался каймой и этим подчёркив-ся незавер-ть рисунка. Ковры с геометр-м орнам-м более строгие по колориту, исп-сь цвета:белый, чёрный. В таких коврах бывает сильно стилизованный рисунок, заимствован-й из декора.
Цветовое решение ковров очень разнооб-но, но в празд-х нарядных коврах пробладают светлые тона: голубые, золотистые, розовые, светло-зелёные и ч.в. светлый узор сочетается со светлым фоном. Это придаёт коврам особую изысканность. Узор обычно не очень густой, и контраст-ть светлого узора на светлом фоне достигается за счёт тёмных контуров и подсветок. Для того, чтобы смотр-сь изысканно делают фон более светлый к центру и темнее к краю. Испол-сь ковры и на тёмном фоне-такие ковры практичны, повседневны и стоили дешевле.
Тёмно-корич-й фон позволяет усилить цвет и исп-ть яркие краски в узоре (очень любимы в ковроделии). Отличие узоров на тёмном фоне: всегда более густое заполнение плоскости рисунка. Фон в таких коврах играет вспомог-ю роль-он только изолирует элементы, выявляя цветовую звучность рисунка. Несмотря на фон решение ковра ост-сь мажорным.
Особое место в ковр-ии в 1п.19в. занимают настенные ковры-шпалеры (изг-сь в помещечьих мастерских). Особ-ть шп-р: выполн-ся сюжетный рисунок(ковёр-картина). Они исп-сь для убранства богатых домов и выполняли роль настенной росписи или картины, иногда помещ-сь в раму. Кайма ковра визуально в самой ткани имитировала дерев-ю раму. Иногда шпалеры не ткали, а вышивали-вышивка по холсту шерстью, шёлком-такие ковры дешевле, а по сюжетам-дорогие. Рисунки для сюжетных ковров созд-сь крепост-ми худ-ми: пейзажные комп-ии с жив-ми, модные натюрморты или олигорич-е фигуры, иногда изоб-сь воиские доспехи, гербы.
В дом-м произ-ве тканьём заним-сь женщины: пригот-ли шерсть, окраш-ли, сост-ли рисунки. Ковры делали гладкие и махровые, широко исп-сь в быту и укр-ли интерьеры, сани, телеги. Выполняли ковры на ткацком стане-кросно: широкая ковровая шерсть. Делали ковры и для обрядов: свадебный, крестильный (хранились в сундуках, исп-сь по случаю). Рисунки крест-х ковров разнооб-ны: ромбы, полосы. Наряду с гладкими коврами были и махр-е. Здесь более сложные узоры с челов-ми фигурами, цветы, посуда, утварь. Монаст-ие ковры гладкие, отлич-ся от крест-х. Они расчитаны на гор-го покуп-ля и повторяют рисунки фабричных. С отменой кр.пр. ликвид-ли помещечьи маст-ие, что спосб-ло народному ковр-ию.
70-е гг.19в. наступает народное коврод-е – это ковры с крупным цветоч-м узором на чёрном фоне, больше всего любили изображать розы. На протяж-ии 19в. выд-сь центры ковр-ия: Поволжье: Саратов, Кострома, Н.Н., Яросл-ль, на севере: арх-к, вологда, Сибирь-Тюмень.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.