10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
Глиняная игрушка относится к гончарному искусству. Производство игрушки было распространенным делом. Мастер работал как скульптор. В игрушке складываются свои способы росписи и лепки. Складываются своеобразные центры со своими росписями и способами лепки. Скопинские и гжельские умельцы. Фигурки использовались для украшения посуды. Часто игрушка жила самостоятельно в виде свистульки и т д. Распространены изображение птицы, женщины, коня. Игрушка имеет глубокие корни и распространена с древности. Сохраняется языческая символика. Так филимоновская является и свистулькой и имеет предметное значение. Первоначальный смысл утерян, сюжеты впоследствии переосмыслены. Товар развозили по деревням. Отношение к игрушкам слегка было принебрежительным, изготовлением занимались женщины или дети. Но тем не менее игрушка явила в себе значимый пласт. В 19 в. четко просматривается бытовой жанр . Использовалась интерпретация старых образов, появлялись и новые сюжеты. Сложились промыслы в 19 в. и в центрах выполнялись только игрушки.
Филимоновская и тульская игрушка.
В районе Тулы изначально существовало 2 центра промысла. 1) Филимоновская игрушка. 2) Городской в Туле район Гончары, городской промысел напоминает форфор. В тульском районе производили человеческие фигурки. Изначально они получили название князьки – дамы с зонтами, танцующие пары. Характерно изящество, пышность. Элемент юмора. Игрушка утонченная вытянутой формы , осиные талии, изящные головки, поверхность матовая. Розовые, голубые, желтые цвета с сочетанием черного. Мягкие сочетания. Сдерживается гамма и четкая прорисовка. Проработана отделка костюма. Это скорее статуэтка. Предмет для украшения интерьера и комодов мещан.
Филимоновская игрушка.
Всегда со свистом. Бабы крупных размеров под рукой держат птичку. Отдельные экспонаты достигают 40 см. Сюжеты неразнообразны, круг изображений узкий. Жен. фигуры – бабы, муж – солдаты. Часто встречается конь, баран, собака корова, доярка. Есть местные сюжеты. Специальные сюжеты – любота. Фигуры имеют обобщенный вид, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы. Яркая роспись с преобладанием малинового, зеленых, фиолетовых полос по желтому фону. Одежда фигур украшена ромбами, фигурами. Любимы фон – малиновый, красный. Стиль орнамента геометрический, редко цветы. Частый орнамент – елочка расписанный куриным пером.
Каргополь. ( Архангельск)
Характерны мощная фигура стоящая на 2 ногах. Изображения ряженых. Много женских фигур занятых делом. На женских фигурах пышные юбки, кофты с красными налепами. Каждый персонаж показан в деле. Размер 10-12 см. Но смотрится монументально из-за обобщенности формы. По предварительной побелке игрушки раскрашены серым, сиреневым, бирюзовым, коричневым, черным. Краски приглушенные, матовые, сочетания красок изысканы. Орнамент геометрический, состоит из кругов, прямых и кривых штрихов. Они напоминают древние знаки. Все образы самодостаточны. В некоторых игрушках выражено движение. Расписываются масленными красками, гуашью. Работы привлекательны, есть сложные композиции: охота на медведя, катание на салазках.
Пензенская (абашевская) игрушка. 19-нач 20в.
Глазурованная и с росписью. Распространены олени, петухи, утки, быки, всадники. Вдавленый орнамент. Глазурь цветная или растворенная маслеными красками. Используют серый и зеленый порошок. Крупные налепы. Некоторые фигурки окрашены несколькими цветами. Козел с красной, серой головой. Резкие сочетания, но в фигурках поразительная сила самоутверждения, наделены мощью. В поздний период утрируются. Короткие толстые ноги. Любимый цвет - красный.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.