21. Художественная обработка металла: расписной металл.
Лаковая миниатюра по металлу
Искусство молодое (не раньше 18в) зародилось на Урале. Лак изобрели на Урале, кто-то из старообрядцев из рода Худояровых. Этот род занимался и иконописью, а потом они стали делать лакированные изделия. Рецепт прозрачного лака долго держался в секрете, он был качественным, не трескался. В 18в определились центры изготовления металлических изделий с росписью - Невьянск, Нижний Тагил, а в конце 18в это искусство широко распространилось, складывается промышленность вокруг заводов(демидовских). Делали расписные железные изделия. Была открыта школа рисования. Демидовы хорошо заботились об этом, выписывали мастеров из-за рубежа, набирали из местных. Сформировался центр и в Сибири - Туринск. Сначала из металла делали различные изделия (листовое железо). Это столики, железные ящики, шкатулки, ковши. Затем изделия передавали живописцам. Изделия ценились высоко и конкурировали с нижнетагильскими. Изделия вывозились на крупные ярмарки. Эти центры сформировались не на пустом месте. Искусство существовало у старообрядцев издавна и было перенесено на новый материал. Из всего разнообразия изделий в музейных коллекциях сохранились подносы. Это был самый распространенный вид изделия. Их стали делать не только на Урале но и в московской губернии, на городских фабриках СПБ, МСк. К распространенным изделиям относятся табакерки. Техника изготовления расписных лакированных изделий и сейчас - Жестовские подносы. Процесс изготовления распадается на несколько стадий. Сначала железному листу выкраивалась форма, выбивается молотком, выправляется поверхность. Этот лист готовится под живопись. Затем расписывается маслеными красками и покрывается несколькими слоями лака. Каждый слой закаливается в печи. Виды орнамента разнообразны. Разброс большой от традиционной народной росписи до профессиональной. Состав мастеров был сложным. Были мастера обучающиеся у опытных людей , самоучки. Самые ранние подносы прямоугольные, овальные, восьмиугольные. Они отличаются тем, что на бортиках клепались высокие бордюры, с прорезными бортиками. Такие вещи имеют клейма. Ранние вещи могут быть из другого металла. Для ранних подносов характерна четкая форма, четкая живопись. Композиции насыщены орнаментом, характерен цветной фон. В 18в. встречаются сюжетные росписи с различных печатных картинок. Это не полный перенос, а творческая переработка. По новому нужно было решить гравюры. картины. Вопросы с цветом меняются и контур и пропорции. Мастер не просто меняет пропорции а , может перегруппировать предметы. Живопись приобретает своеобразие, большую выразительность, богатое обрамление, а с бордюрами по-другому смотрится. Иногда изображение окрашивалось гладким полем и поясным орнаментом. Узорные пояски без использования творчества, по трафарету. Использовались тонко, штриховкой, пояски включали изображения различных цветов и фруктов. По спец заказам выполняли сюжетные росписи. Параллельно делали огромное количество массовых дешевых предметов, распространены растительные мотивы - цветы ( 1 пол 19в). Характерно единство с орнаментом. Композиции замкнутые центрические. Роспись гирляндой. Есть росписи листочками, травками. Цвет в контрасте, часто сочетание теплых с холодно-синими. В 30-40е 19в появляются другие формы. Но никогда строгие прямоугольные формы не были вытеснены. Подносы с клепаными формами исчезают. Выковываются подносы из одного листа. В дальнейшем исчезает сюжетная живопись, а только цветочные мотивы. Вскоре Демидовы перестанут интересоваться, а школу закроют. Другие профессионалы сюжетную живопись выполнять не смогут. Растет подмосковный промысел. Растет конкуренция, которая заставит упрощать приемы орнаментации, творчество все менее проявляется -только золоченая роспись по трафарету. Ручная роспись сохранит ценность. Сохранилось подносов немного. В Нижнем Тагиле коллекции 18 и 19в, в Екб. Трактовка живописи на подносах отличается от крестьянской. Встречаться букеты могли и там. В ранней живописи могут быть сюжеты и на крестьянские гуляния, орнаменты те же, но трактовка разная. В лаковой живописи трактовка принимает станковый характер - напоминает картину выполненную на мольберте. Лаковая роспись подчинена форме (а крестьянская роспись не любит пустот, стремится заполнить всю поверхность). Букет расположен в центре и зачастую фон вокруг гладкий , а затем обведен лентой обрамления. Характер росписи разный. Многое зависит от мастера, а в народном искусстве всегда изображение лежит на поверхности. Изображения имеют другой характер. наблюдается большая стилизация в крестьянском искусстве. В крестьянской живописи не интересуют тонкости. Другое дело в лаковой живописи, здесь цветок всегда узнаваем, правдивое изображение, приближено к натуральному. Букет формируется искусно, это сближает лаковую со станковой живописью. В центре букета более крупные цветы и более светлые. По краям мельче цветы и более темные по тону. Создается плавный переход от центра к краю, от светлого к темному. Букет выплывает из фона. Яркое в центре и крупное обрамляет более мелкими формами. Это и есть искусное построение. Во 2ой пол 19 в упрощается оформление подносов. В моде секторная композиция. В конце 19в вещи делали дешевые, но по видам богатые. Подносы под малахит, красное дерево появились и другие технологии. Стали использовать дешевые способы - коптили над свечей, накладывали слой краски и процарапывали. Подносы использовали по-разному - по прямому назначению и для украшения комнаты, заместо картин. Процесс изготовления длительный и трудоемкий, трижды закаливают в печи.
Шкатулки делали укладками (одна в другую матрешка). Самые важные сцены на крышках шкатулок - обручение, свадьбы. А на боковых - сюжетное изображение, или просто орнамент. Для массовой росписи на ярком цветном фоне. Распространена цветочная, много свободной поверхности. Уралу подражали в Павлове (сундуки), в Жестове (подносы). Часто рисунок по трафарету. Расписывали женщины в красильных мастерских во 2ой пол 19в. Несмотря на всю станковость это вещи, т е не картины.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.