17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
Гончарное иск-во древнее, а в 19в уже существовала промышленность и она начинает вытеснять гонч.изделия, правда вытеснить до конца не удалось. Народ. иск-во существовало почти всегда и была в крестианском обиходе. Техника исполнения устойчива с помощью гончарного круга и посуда-кувшины, горелки, крынки, миски итд.
Бытовала и народная игрушка в которой сохранялась тотемное представление. Произведения гончаров всегда оригенальны и даже без декора смотрятся как произвед. Иск-ва. Гончарный промысел был развит повсеместно. Есть у каждого особенности в каждом районе и у каждого мастера свой почерк. Традиции устойчивы, есть интересные районы – черная томленая керамика (синюшки). делалась во многих местах, но выделяют Ярославскую губернию. Цвет графитно-черный, матовый. Этот цвет приобретается не в результате окраски, глина обыкновенная красная, а цвет получается из-за обжига. Обжигают в коптящем пламени, обычно в этих изделиях исключительно гладкая поверхность, орнамент сдержан, изделия массивны по пропорциям, мало расчлинены и зрительно кажутся более тяжелыми. При постукивании по стенкам сосуда мелодичный звон. Встречаются интересные формы (сдвоенные ярославские горшочки-щанки). По форме везде одинаковые, но каждый изящный. Для 18в хар-ны были заостренные профили, то в 19в мягкие. Имеют форму как в металле. Если в метал. Изделии присутствуют швы. То в глине она без швов. Глиняные изделия более толстостенны- назыв. меденник - это большой 1,5 ведерный горшок с крышкой(для воды). Гончары позаимствовали форму, но шов сохранили как декоративный поясок, и появляется красивое членение. Это придает особую выразительность. Декор своеобразный, иногда используют жидко разведенную глину разведенную вместо краски –ангоб. Часто эта глина нескольких оттенков, черенок в одном цвете, а ангоб в другом цвете. Орнамент везде свой – полоски, ёлочки, клетки, зигзаги. Орнамент напоминает тканный рисунок. На первый план выделяют материал. Он практичный и чем четче показывает св-ва материала, тем лучше изделия. Потечный орнамент-красно-коричневый, желтый.
В разных местах используют так же и мелкую скульптуру. Украшали посуды фигурками, распространены скульптурные кувшины, кружки, подсвечники.
Глину обрабатывали везде,но выделяют центры славящиеся гонч.ис-вом: 1.крупный центр г.Скапин в рязанской губернии. Скапинская керамика от назв. Хищной птицы скапин. рязанская земля богата такими произведениями, он славился свистульками – скапинские свистульки. Глазуры здесь не используются, детали обычные синюшки и аувварне (абварнэ) горшки. Аувварне-когда изделия опускается в квас после обжига. Глазурь позже имела фистончатые оборочки. Подобного типа рукомои.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.