logo
Вопросы по ДПИ - готовый

17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.

Гончарное иск-во древнее, а в 19в уже существовала промышленность и она начинает вытеснять гонч.изделия, правда вытеснить до конца не удалось. Народ. иск-во существовало почти всегда и была в крестианском обиходе. Техника исполнения устойчива с помощью гончарного круга и посуда-кувшины, горелки, крынки, миски итд.

Бытовала и народная игрушка в которой сохранялась тотемное представление. Произведения гончаров всегда оригенальны и даже без декора смотрятся как произвед. Иск-ва. Гончарный промысел был развит повсеместно. Есть у каждого особенности в каждом районе и у каждого мастера свой почерк. Традиции устойчивы, есть интересные районы – черная томленая керамика (синюшки). делалась во многих местах, но выделяют Ярославскую губернию. Цвет графитно-черный, матовый. Этот цвет приобретается не в результате окраски, глина обыкновенная красная, а цвет получается из-за обжига. Обжигают в коптящем пламени, обычно в этих изделиях исключительно гладкая поверхность, орнамент сдержан, изделия массивны по пропорциям, мало расчлинены и зрительно кажутся более тяжелыми. При постукивании по стенкам сосуда мелодичный звон. Встречаются интересные формы (сдвоенные ярославские горшочки-щанки). По форме везде одинаковые, но каждый изящный. Для 18в хар-ны были заостренные профили, то в 19в мягкие. Имеют форму как в металле. Если в метал. Изделии присутствуют швы. То в глине она без швов. Глиняные изделия более толстостенны- назыв. меденник - это большой 1,5 ведерный горшок с крышкой(для воды). Гончары позаимствовали форму, но шов сохранили как декоративный поясок, и появляется красивое членение. Это придает особую выразительность. Декор своеобразный, иногда используют жидко разведенную глину разведенную вместо краски –ангоб. Часто эта глина нескольких оттенков, черенок в одном цвете, а ангоб в другом цвете. Орнамент везде свой – полоски, ёлочки, клетки, зигзаги. Орнамент напоминает тканный рисунок. На первый план выделяют материал. Он практичный и чем четче показывает св-ва материала, тем лучше изделия. Потечный орнамент-красно-коричневый, желтый.

В разных местах используют так же и мелкую скульптуру. Украшали посуды фигурками, распространены скульптурные кувшины, кружки, подсвечники.

Глину обрабатывали везде,но выделяют центры славящиеся гонч.ис-вом: 1.крупный центр г.Скапин в рязанской губернии. Скапинская керамика от назв. Хищной птицы скапин. рязанская земля богата такими произведениями, он славился свистульками – скапинские свистульки. Глазуры здесь не используются, детали обычные синюшки и аувварне (абварнэ) горшки. Аувварне-когда изделия опускается в квас после обжига. Глазурь позже имела фистончатые оборочки. Подобного типа рукомои.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4