logo
Вопросы по ДПИ - готовый

18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.

Роспись использовали также часто, как и резьбу. Украшали многие вещи – гребни, тарелки, донца, посуду, мебель, орудия труда, ткацкие станки. Больше всего росписей на севере, Поволжье, урале. Росписи различны, преобладают географические начала. Есть росписи живописные. Крупнейшие росписи – Северодвинские, пермогорские, борецкая, ракульская, городецкая, урало-сибирская, мезенска, хохломская.

Северодвинские росписи - собирательное название, в которые включены олонецкая, онежская росписи. На цветном фоне изображения цветов, роз и ромашек. Фон чаще всего голубой, реже зеленый.

Борецкая роспись – от села Барок. Распространение получила в 18-19 веках. Напоминает икону – изображены фантастические палаты, сюжет не разгадан. Из нижнего изображения во второе изображена лестница со старцем, в оконцах львы, птицы, много золота. Сцены сватовства. Ярусное расположение.

Пермогорская роспись - группа деревень в Архангельской области, близко к северной Двине. На белом фоне рисунки кранного, белого, желтого и зеленого цветов, раскидистый узор, занимающий всю поверхность. в центре – жанровая сцена. По краям – зубчатый орнамент.

Ракулка - архангельская область, желтый фон, крупный растительный орнамент- крупные симметрично расположенные листья, цветы, чаще всего красного и черного цвета, иногда зеленого . по колориту напоминает хохлому, позже добавлялись другие цвета. Выражено ярусное расположение.

Хохлома – в селе хохлома росписи не делала, занимались этим в окружающих селах. Промысел возник в начале 17 века, после раскола поселилось много староверов, приемы иконописи положены в основу росписи. Вместо серебра использовали порошок олова, после чего посуда казалась золотой. Окончательно технология сложилась в 19 века:

1.вытачивается из дерева форма, его сушат, грунтуют глиной с растительным маслом

2. вновь сушат, пропитывают льняным маслом и покрывают олифой(топленым льняным маслом) каждый слой сушат

3. лужение (покрытие порошком олова. Его втирание в поверхность для придание зеркального блеска)

4. наносят роспись масляными красками, сушат, покрывают несколькими слоями олифы, закаливют до образования пленки золотого цвета.

Цвета красный, золотой, черный. С 1ой половины 19 века стали покрывать росписью все изделие.

Травиной рисунок, свободная кистевая манера, имеет значение линия. Существуют два приема письма:

1 – выписывался на золотом фоне свободными кистевыми мазками. Изображали цветы, ягоды, травы

2 – на черном цветном фоне золотой рисунок , просвечивающий в листьях.

Роспись повторяет форму предмета, рациональность росписи – где не видно – не расписывали. В конце 19 века- упадок росписи из-за дороговизны сырья, после 20-х годов 20 века вновь произошел подъем.

Городецкая роспись – недалеко он нижнего Новгорода. В середине 19 века - глухие леса, создана роспись отличная от остальных. Здесь скрывалось много старообрядцев

Характерно переплетение орнамента с жанровой росписью, своеобразное воспроизведение жанровых сцен из городской жизни. Началось с украшения прялок. Изначально была украшена инкрустацией из мореного дерева, дополнена росписью

История развития:

1- Вылавливали топленое дерево, сушили, вырезали из него сцены, вставляли в осиновые доски, покрывали донце резьбой, подкрашивали

2- Позже цвет начал преобладать, переход к сплошной раскраске вместе с резьбой. Цвета – красный, желтый, синий, зеленый, черный

3- Во второй половине 19 века роспись вытеснила инкрустацию и резьбу, было связано в трудоемким процессом , тем самым повысив скорость изготовления. Роспись стала ярче, стала лучше отвечать вкусу крестьян.

Мотивы – птицы, конь, жанровые сцены, катание в каретах, чаепитие , хороводы, смотрины и т.д. нет пейзажей и сцен крестьянского быта. В 19 веке сложились приемы росписи – живописная манера росписи на предметах быта. Расписывали сначала темперными. А позже масляными красками. Богата по колориту – зеленый, желтый, красный и т.д. конуры предварительно не наносились, расписывались крупными сочными пятнами. Характерны розы-купавки, бутоны, птицы. Сцена поделена на 2-3 части. В цнтре- главная сцена. Часто изображались часы

В конце 19 века наступает упадок, пропадает яркость, отходит от народной декоративности, сокращается спрос на прялки. Сейчас росписью украшают предметы мебели,

Урало- сибирская роспись сложилась на основе серных и поволжских росписей. Смежный тип росписи не одинаково разнообразен – идет в соответствии с этническим составом населения. Ближе к северу уменьшается цветной фон: зеленый, синий, голубой, если используются теплые тона фона, то в росписи – холодные цвета. Преобладает зеленоватые цвета с белильными прожилками. Зеленую краску получали из малахита, расрая его

Главные мотивы – зеленые побеги, ветка с голубыми ягодками, оранжевыми цветами. Расписывали различные предметы.

Мезенская роспись – заболоченные районы, много леса. Славились изготовление прялок.

Для росписи характерны криволинейные фигуры, сдержанный колорит, геометрический орнамент, скупая цветовая гамма (КОРИЧНЕВО-КРАСНАЯ, ЧЕРНАЯ) на деревянном фоне. Изображены бытовые сцены. Штриховка, нет яркости, травного орнамента, слегка похожа на древние рисунки, тенденции к обобщению. Основные мотивы – олень и конь. Краски изготовлены на основе глины и сажи. Украшались резьбой.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4