18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
Роспись использовали также часто, как и резьбу. Украшали многие вещи – гребни, тарелки, донца, посуду, мебель, орудия труда, ткацкие станки. Больше всего росписей на севере, Поволжье, урале. Росписи различны, преобладают географические начала. Есть росписи живописные. Крупнейшие росписи – Северодвинские, пермогорские, борецкая, ракульская, городецкая, урало-сибирская, мезенска, хохломская.
Северодвинские росписи - собирательное название, в которые включены олонецкая, онежская росписи. На цветном фоне изображения цветов, роз и ромашек. Фон чаще всего голубой, реже зеленый.
Борецкая роспись – от села Барок. Распространение получила в 18-19 веках. Напоминает икону – изображены фантастические палаты, сюжет не разгадан. Из нижнего изображения во второе изображена лестница со старцем, в оконцах львы, птицы, много золота. Сцены сватовства. Ярусное расположение.
Пермогорская роспись - группа деревень в Архангельской области, близко к северной Двине. На белом фоне рисунки кранного, белого, желтого и зеленого цветов, раскидистый узор, занимающий всю поверхность. в центре – жанровая сцена. По краям – зубчатый орнамент.
Ракулка - архангельская область, желтый фон, крупный растительный орнамент- крупные симметрично расположенные листья, цветы, чаще всего красного и черного цвета, иногда зеленого . по колориту напоминает хохлому, позже добавлялись другие цвета. Выражено ярусное расположение.
Хохлома – в селе хохлома росписи не делала, занимались этим в окружающих селах. Промысел возник в начале 17 века, после раскола поселилось много староверов, приемы иконописи положены в основу росписи. Вместо серебра использовали порошок олова, после чего посуда казалась золотой. Окончательно технология сложилась в 19 века:
1.вытачивается из дерева форма, его сушат, грунтуют глиной с растительным маслом
2. вновь сушат, пропитывают льняным маслом и покрывают олифой(топленым льняным маслом) каждый слой сушат
3. лужение (покрытие порошком олова. Его втирание в поверхность для придание зеркального блеска)
4. наносят роспись масляными красками, сушат, покрывают несколькими слоями олифы, закаливют до образования пленки золотого цвета.
Цвета красный, золотой, черный. С 1ой половины 19 века стали покрывать росписью все изделие.
Травиной рисунок, свободная кистевая манера, имеет значение линия. Существуют два приема письма:
1 – выписывался на золотом фоне свободными кистевыми мазками. Изображали цветы, ягоды, травы
2 – на черном цветном фоне золотой рисунок , просвечивающий в листьях.
Роспись повторяет форму предмета, рациональность росписи – где не видно – не расписывали. В конце 19 века- упадок росписи из-за дороговизны сырья, после 20-х годов 20 века вновь произошел подъем.
Городецкая роспись – недалеко он нижнего Новгорода. В середине 19 века - глухие леса, создана роспись отличная от остальных. Здесь скрывалось много старообрядцев
Характерно переплетение орнамента с жанровой росписью, своеобразное воспроизведение жанровых сцен из городской жизни. Началось с украшения прялок. Изначально была украшена инкрустацией из мореного дерева, дополнена росписью
История развития:
1- Вылавливали топленое дерево, сушили, вырезали из него сцены, вставляли в осиновые доски, покрывали донце резьбой, подкрашивали
2- Позже цвет начал преобладать, переход к сплошной раскраске вместе с резьбой. Цвета – красный, желтый, синий, зеленый, черный
3- Во второй половине 19 века роспись вытеснила инкрустацию и резьбу, было связано в трудоемким процессом , тем самым повысив скорость изготовления. Роспись стала ярче, стала лучше отвечать вкусу крестьян.
Мотивы – птицы, конь, жанровые сцены, катание в каретах, чаепитие , хороводы, смотрины и т.д. нет пейзажей и сцен крестьянского быта. В 19 веке сложились приемы росписи – живописная манера росписи на предметах быта. Расписывали сначала темперными. А позже масляными красками. Богата по колориту – зеленый, желтый, красный и т.д. конуры предварительно не наносились, расписывались крупными сочными пятнами. Характерны розы-купавки, бутоны, птицы. Сцена поделена на 2-3 части. В цнтре- главная сцена. Часто изображались часы
В конце 19 века наступает упадок, пропадает яркость, отходит от народной декоративности, сокращается спрос на прялки. Сейчас росписью украшают предметы мебели,
Урало- сибирская роспись сложилась на основе серных и поволжских росписей. Смежный тип росписи не одинаково разнообразен – идет в соответствии с этническим составом населения. Ближе к северу уменьшается цветной фон: зеленый, синий, голубой, если используются теплые тона фона, то в росписи – холодные цвета. Преобладает зеленоватые цвета с белильными прожилками. Зеленую краску получали из малахита, расрая его
Главные мотивы – зеленые побеги, ветка с голубыми ягодками, оранжевыми цветами. Расписывали различные предметы.
Мезенская роспись – заболоченные районы, много леса. Славились изготовление прялок.
Для росписи характерны криволинейные фигуры, сдержанный колорит, геометрический орнамент, скупая цветовая гамма (КОРИЧНЕВО-КРАСНАЯ, ЧЕРНАЯ) на деревянном фоне. Изображены бытовые сцены. Штриховка, нет яркости, травного орнамента, слегка похожа на древние рисунки, тенденции к обобщению. Основные мотивы – олень и конь. Краски изготовлены на основе глины и сажи. Украшались резьбой.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы по дпи
- 6. Использование бересты в декоративно-прикладном искусстве в России.
- 7. Каслинское литьё русских мастеров в 18-19 вв.
- 8. Лаковая миниатюра в России 20 в. (Палеха, Холуя, Мстеры).
- 9. Миниатюрная лаковая живопись 19 в. (Федоскино).
- 10. Народная глиняная игрушка в истории декоративно-прикладного искусства России.
- 11. Развитие искусства кружевоплетения в России в 19-20 вв.
- 12. Развитие искусства шитья жемчугом и бисером в России в 16-19 вв.
- 13. Русский фарфор и фаянс.
- 14. Русское ковроделие.
- 15. Скопин - центр художественной обработки глины.
- 16. Финифть мастеров Ростова Великого в 19-20 вв.
- 17. Художественная обработка глины в России в 19-20 вв.
- 18. Художественная обработка дерева населением: росписи на предметах быта.
- 19. Художественная обработка дерева русским населением: резьба по дереву.
- 20. Художественная обработка металла в России в 19-20 вв.
- 21. Художественная обработка металла: расписной металл.
- 22. Художественные ткани: набойка.