Славянофилы и западники о судьбах России
Спор славянофилов и западников был спором о главном — о судьбе России. Прежде всего русская философия истории должна была решить вопрос о смысле и значении реформы Петра, которая как бы разрезала историю страны на две части. Западники целиком приняли реформу и видели будущее России в том, что она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающей на духовной почве православия. Они считали, что реформы Петра и европеизация были изменой России.
Как отмечал Н. Бердяев, в оценке петровских реформ ошибались и славянофилы, и западники. Славянофилы не поняли неизбежности реформ, без которых России недостало бы сил исполнить свою миссию в мире, не хотели признать, что лишь после Петра стали возможны в России мысль и слово, философия и великая литература. Западники не поняли своеобразия России, не хотели замечать болезненности реформ Петра. Как западники, так и славянофилы любили свободу и одинаково не видели ее в окружающей действительности. Славянофилы, в отличие от западников, считали, что золотой век России далеко позади, абсолютизировали патриархальное управление, сельскую общину и стремились возродить в настоящем черты этого славного прошлого.
Самым ярким представителем славянофильства был А.С. Хомяков. Все его статьи, все работы об одном: о призвании России. Хомяков, в отличие от своих единомышленников, никогда не абсолютизировал прошлую русскую историю. Иногда он писал гораздо критичнее Чаадаева. Например, сильно сомневался в том, что можно найти в русской истории какое-нибудь счастье и добро прежде царствия Романовых - там только опричнина Грозного, нелепая смута, монгольское иго, уделы, междоусобия, униженная продажа России варварам, море грязи и крови.
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.) — философ, богослов, поэт, художник, изобретатель — был блестяще образованным человеком. Бердяев называл его Ильей Муромцем русского православия. Крупный помещик, он, как и Чаадаев, довольно рано оставил военную службу и чем только ни занимался: писал об освобождении крестьян и даже входил в комиссию по выработке решения об отмене крепостного права; предлагал американскому правительству свой план границ между штатами; читал наизусть на языке оригинала Шекспира и Гете; знал буддийскую космологию; изобрел сеялку, которая на сельскохозяйственной выставке в Англии получила золотую медаль; делал витражи в Шартрском соборе и получил признание как художник; сочинял стихи, которые высоко оценил Пушкин. И, главное, писал богословские и философские труды.
Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного уважения и подражания не было в России, писал Хомяков. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, угнетение, бедность, неустройство, дикость и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народа, ни на одной утешительной эпохе. И тем не менее есть в русском народе истинное и доброе начало, связанное с сельской общиной, с близостью к земле, чувство корней, идущих из глубины веков — из Греции через Византию — и позволяющее сохранить в чистоте заветы Христа, сохранить истинное православие.
В неоконченных «Заметках о всемирной истории» Хомяков пишет о двух направлениях мировой истории. Первое идет с глубокой древности через буддизм, Древний Рим, Западную Европу — эта линия знаменует собой власть вещей над человеком, господство бездушного рационализма, духа предпринимательства и т.п. Второе направление через Грецию и Византию тянется в Россию. Русскому народу удалось сохранить подлинную духовность. На Западе — дух воинственной дружины, военно-монашеские ордена, власть церкви над человеком. В России - дух мирной общины, мистическое братство людей в любви. Хомяков был монархистом, но считал, что истинная власть царя должна быть властью отца, а не властью главного начальника всех бюрократов. Он обличал бюрократический произвол в стихах, обращенных к России:
В судах полна неправдой черной,
И игом рабства клеймена.
Безбожной лести,
Лжи тлетворной
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.
Из-за эти стихов Хомякову грозили большие неприятности — помогло заступничество царицы, которая благоволила к его жене.
- Введение что изучает философия
- Основной вопрос философии
- Проблема зеркала
- Логическое задание
- Раздел I. Основные идеи истории мировой философии
- Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
- Глава 1. Философия античного мира Семь мудрецов
- Пифагор
- Парменид и Гераклит
- Атомисты
- Софиты и Сократ
- Киренаики
- Мегарики
- Эпикур: как жить счастливо
- Стоики о мудрой жизни
- Избранные тексты о мудрой жизни Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора
- Вопрос: Что в понимании Сократа является "Мудрая жизнь"?
- Логическое задание:
- Глава 2 Философская мысль Средних веков
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Избранные тексты:
- Поговорим о прочитанном:
- Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени
- Глава 1. Философия Нового времени ф. Бэкон и р. Декарт
- И. Кант о моральном законе
- А. Шопенгауэр: от страдания к скуке
- Серен Кьеркегор: этапы развития человека
- Философские воззрения русских мыслителей XIX века
- Л. Толстой: непротивление злу
- Избранные тексты:
- Логическое задание:
- Глава 2 Философия XX века
- Философия ф. Ницше
- Николай Бердяев: этика закона и этика творчества
- Подлинное и не подлинное существование
- Вопросы к разделу "Подлинное и не подлинное существование"
- 2. Назовите несколько произведений Хайдеггера? Народ и чернь
- Избранные тексты о жизненных правилах
- О массовой, поверхностной морали
- Существует ли прогресс в морали?
- Логические задания:
- Раздел 2. Человек-сознание-познание
- Тема 2.1 человек как основная проблема философии Глав 1. Происхождение и развитие человека Тайна нашего происхождения
- Как человек стал человеком?
- А был ли тот мальчик?
- Ч. Дарвин и супершимпанзе
- Мыслящий тростник
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 2. Что из себя предстовляет человек? Обустроенность и бездомность человека
- Для чего живет человек?
- Почему все люди разные?
- Человек живой и человек мертвый
- Макс Шелер: пять идей о человеке
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 3. Основные характеристики человека
- Несводимость
- Иметь или быть?
- Как узнать самого себя?
- Непредопределенность
- Незаменимость и неповторимость
- Невыразимость
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глав 4. Категории человеческого бытия
- Творчество
- Счастье
- Избранные тексты о любви
- О счастье
- О смерти
- Творчество и его реализация
- Созерцание как исток творчества
- Тема 2.2 проблема сознания
- Глава 1. Сознание и человеческая природа Что такое сознание?
- Мыслят ли животные?
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Какие сны снились Карлу Юнгу?
- Разум большой и разум малый
- Избранные тексты
- Функция снов
- Практические задания
- Глава 2. Мышление, его истоки и сущность Можно ли человека чему-нибудь научить?
- Откуда приходит мысль?
- Два понимания мышления
- Мышление и язык
- Язык — дом бытия
- Учение о познании
- Сила воображения
- Что есть истина?
- Избранные тексты о мышлении
- О механическом и свободном уме
- О значении слова
- Истина как событие открытости мира
- Философия и научная картина мира о картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Пространство и душа
- Числа правят миром
- Начало и конец движения
- Свет, цвет и ритм
- Избранные тексты Человек и Вселенная
- Античные и современные представления о структуре мира
- О психологическом времени
- Логические задания:
- Тема 3.2. Философия и религия
- Смысл жизни
- О «скорбном неверии»
- Логические задания:
- Тема 3.3. Философия искусства Искусство и творение мира
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Избранные тексты а. Шопенгауэр. О гении
- Логические задания:
- Раздел IV. Социальная жизнь
- Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности
- Этносы и суперэтносы как формы существования человека
- Государство
- Социальная структура
- Гражданское общество
- Утопия и алхимия
- Глобальные проблемы современности
- Избранные тексты Семья
- О бюрократической власти в массовом обществе
- Логические задания:
- Тема 4.2. Философия культуры Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблемы массовой культуры
- Индустрия сознания
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Избранные тексты Средневековье: молодость европейской культуры
- Кризис современной культуры
- Массовый человек
- Логические задания:
- Тема 4.3. Философия истории
- Исторические оптимисты: Неотвратимая поступь мирового духа
- Единым строем в светлое будущее
- Стадии роста
- История идет разными путями: дыхание истории
- Циклические концепции истории: о. Шпенглер: три души истории
- Аполлоновская и фаустовская душа
- Магическая душа
- Закат Европы
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Б. Цивилизации-спутники
- Вопросы по теме:
- Вызов и ответ
- Исторические циклы:
- Мировые культуры Питирима Сорокина
- Главная проблема нашего времени
- Н. Бердяев об исторической самобытности России
- П. Чаадаев: исторические судьбы России
- Ответ Пушкина
- Апология сумасшедшего
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Что творится на Руси?
- В. Розанов о русском призвании
- Вопросы по теме:
- Избранные тексты Культура и цивилизация
- Вопросы по теме:
- Исторические псевдоморфозы
- Вопросы по теме:
- Имеет ли история какой-нибудь смысл?
- Вопросы по теме:
- Логические задания:
- Заключение восторжествует ли разум?
- Вопросы по теме: