logo
Gubin_Osnovy_filosofii_uchebnik(1)

Непредопределенность

Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д и т.п. Пересечение этих независимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто не в силах предотвратить многие события своей жизни.

В замечательном рассказе американского фантаста Рэя Бредбери "И грянул гром" герой отправился на машине во времени в далекое прошлое охотиться на динозавров. Испугавшись внезапно выскочившего чудовища, он случайно раздвоил бабочку. Когда он вернулся в свое время, там был уже не демократический строй, а фашистская тирания. Бабочку не съел какой-то птенец и сдох с голоду, птенец не дал потомства, которое должно было уничтожать вредных гусениц, и т.д., цепь случайностей наращивалась и привела к изменению будущего.

Так же может случиться и с вами: вы не пошли на урок истории, а если бы пошли, то услышали бы такие интересные вещи по истории древнего Рима, что вы с этого момента твердо решили бы стать ученым историком. А став им, весьма существенно повлияли бы на все изучения школы античности. Но поскольку вы не пошли, то ваша жизнь потекла совсем в другую сторону.

Одни древние мыслители говорили, что есть такая вещь, как судьба: ходи, не ходи на историю, но если тебе суждено стать историком - будешь им. Но другие, более проницательные, считали, что судьба - это мы сами, наш характер, наша личность. Ничто никакие события не определяют нашу жизнь строго и однозначно, если мы действительно живем, а не летаем под дуновением ветра, как перекати-поле. Мы зависим ои многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависит внутренне. Если я хочу стать историком, если я твердо решил положить на это всю жизнь - я им стану, и никакие внешние припяиствия меня не остановят.

Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то главная причина моей жизни, моего образа жизни -я, а не внешние обстоятельства.

В философии существует понятие "собранного человека", собранного не в психологическом, а в философском смысле. Собранный человек - это тот, кто не имеет "хвостов". Обычно у человека очень много выстовленно на ружу хвостов: богатство - это хвост, только и думаешь, как бы его сохранить или увеличить; высокий пост - это хвост, чем выше залезешь, тем дольше падать, масса людей тебе завидует, многие ненавидят и ждут, когда ты споткнешься; глупость - это хвост, да еще какой, всегда можешь попасть впросак, что-то сделав и при этом не подумав о последствиях. Каким правило, таких хвостов у нас очень много. Но у мудрого человека их вообще нет. Что бы ни случилось в мире - государственный переворот, финансовый кризис, какие-нибудь социальные катаклизмы - это его никак серьезно не коснется, он может этих потрясений больше не заметить. Так, выглянет он в форточку в октябре 1917 года и спросит прохожего: "Эй, гражданин! Что там у вас за шум? Почему стреляют?" - и снова вернется к своим делам.

Собранности трудно добиться еще и потому, что человеческая душа всегда "распыленна": часть своей души человек оставляет работе, часть дому, часть общению с друзьями, часть рыбной ловли. В каждой своей части он всегда частичен, ограничен и односторонен. А все удается и все получается только у собранного человека, у "полного", а не частичного человека. Нужно всегда полностью присутствовать во всем и везде - на работе, в семье, в любви и даже на рыбалке. Нельзя работать на половину, также нельзя полюбить и 50%. Только полностью присутствующему здесь и теперь человеку открывается красота мира, любовь и тайны собственной судьбы. Недаром в древнеиндийской книги "Бхагавадгита" говорится: "Кто не собран, не может правильно мыслить, у него нет творческой силы. У кого нет творческой силы - нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?"

Не так важно быть учителем, или физиком, или пожарным - прежде всего, важно быть просто человеком. Когда я просто человек, когда я в стихии человечности (когда я чувствую и понимаю, что я ничто: учитель, физик, поэт, пожарник - это только мои спецификации, мои внешние занятия), то я ничем не предопределен, я свободен.

Я свободен не от чего-то, не тогда, когда могу что-либо не делать, а когда я не могу не делать, я не могу. Как сказал некогда Лютер: "я здесь стою и не могу иначе"! Пусть я погибну, пусть земля разверзнется, а я долг выполню, потому что я - человек и ни от чего не завишу, ничем не предопределен. Потому что я свободен. Свободен не только от чего-то, но главное - свободен для того дела, которое только я могу выполнить.

"Свободным именуешь ты себя? - спрашивал Ницше в своем знаменитом произведении "Так говорил Заратустра". - Лучше властью мысль свою покажи мне, а что мне в том, что бежал из под какого-то ярма.

Из тех ли ты, которым дозволено сбросить с себя ярмо? Много есть таких, которые отбросив свое подчинение, отбросили с ним последнюю свою ценность.

Свободен от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но пусть мне ответит свет очей твоих: свободен для чего?"