Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века.
Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать нечетное число от 1 до 9. После этого говорится, что число один называют гении, три — умные люди, пять — не очень умные, семь — обычные заурядные люди, и девять — авантюристы. Самое интересное в этом тесте то, что 90% людей называют число 7. Ощущение святости этого числа возникло, видимо, в очень древние времена: семь дней недели, семь пядей во лбу, семь дней творения мира Богом, семь частей света и т.д. Есть гипотеза, согласно которой первые люди, жившие на берегу Индийского океана, могли питаться дарами моря один раз в семь дней, когда наступал отлив (это связано с фазами Луны).
Абстрактные числа современной математики — очень поздний продукт развития культуры. Первобытного человека нельзя было спросить: сколько будет 2 + 2. Он обязательно бы спросил: что мы к чему прибавляем — яблоки к грушам, или топоры к копьям. Преобладал не количественный, а качественный аспект чисел.
Искусствовед Е. Завадская в книге «Эстетические проблемы живописи старого Китая» отмечает символику числа в древнекитайской живописи. Повторяющийся там мотив ветки сливы — символ числовой структуры природы. Цветоножка — воплощение единого начала; чашечка, поддерживающая цветок, выражает троицу — Неба, Земли и Человека и рисуется тремя точками. Сам цветок своими пятью лепестками олицетворяет пять первоэлементов. Кончики ветвей дерева обычно имеют восемь развилок, и все, связанное с деревом, поскольку питается соками земли, определено четными числами; все цветы — напротив, нечетными, связанными с небом. Таким образом, в древности числа и вещи считались тождественными.
Всякий акт счета понимался как сакральный акт: числа предсказывали судьбу, соотносили измеряемую вещь с пропорциями Вселенной, включали измеряемое в космический ритм, числом не исчерпываемый, но числом выражаемый.
Этот древний архаический смысл чисел вечно возрождается в художественной литературе. Известный филолог В.Н. Топоров отмечает, что у Достоевского всякое роковое событие, случающееся с его героями, происходит после семи часов вечера. В его романах, особенно в «Преступлении и наказании», поразительно устойчив образ 4-х этажных домов (дом старухи, дом Козеля, дом Раскольникова), Раскольников приходит в четвертую по порядку комнату, идет разговор о четырехмесячной неуплате долга, Сонина комната — это тоже неправильный четырехугольник и т.п. Вертикальная четырехчленная структура выражает у Достоевского мотивы ужаса, узости, насилия и нищеты. Ей противопоставлена четырехчленная горизонтальная структура (на все четыре стороны), связанная с образами простора, доброй воли, спасения.
В настоящее время числа утратили свой сакральный характер, стали голыми абстракциями, одинаково годными для обсчитывания и измерения любой реальности. Правда, специалисты говорят, что хороший математик не тот, кто хорошо считает, владеет техникой математического анализа и т.д., но тот, кто чувствует мистический дух чисел, как чувствовали его древние.
Карл Вейерштрасс, известный своими открытиями, говорил, что математик, который не несет в себе частицы поэта, никогда не станет совершенным математиком. Чистая математика — тоже искусство. У нее свои стили, свои формы выражения в каждую историческую, культурную эпоху. Исследователи давно обращали внимание на сходство музыки и математики. Эйнштейн, например, призывал математиков изучать музыку и даже учиться играть на каком-нибудь инструменте, ибо музыка, считал он, развивает специфическую математическую интуицию.
Чувство формы у скульптора, живописца, композитора является по сути математическим. В геометрическом анализе и проективной геометрии XVII века обнаруживается тот же одухотворенный строй бесконечного мира, что и в современной им музыке, этой геометрии звукового пространства, и в масляной живописи как геометрии образного пространства — через известную только Западу перспективу.
- Введение что изучает философия
- Основной вопрос философии
- Проблема зеркала
- Логическое задание
- Раздел I. Основные идеи истории мировой философии
- Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
- Глава 1. Философия античного мира Семь мудрецов
- Пифагор
- Парменид и Гераклит
- Атомисты
- Софиты и Сократ
- Киренаики
- Мегарики
- Эпикур: как жить счастливо
- Стоики о мудрой жизни
- Избранные тексты о мудрой жизни Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора
- Вопрос: Что в понимании Сократа является "Мудрая жизнь"?
- Логическое задание:
- Глава 2 Философская мысль Средних веков
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Избранные тексты:
- Поговорим о прочитанном:
- Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени
- Глава 1. Философия Нового времени ф. Бэкон и р. Декарт
- И. Кант о моральном законе
- А. Шопенгауэр: от страдания к скуке
- Серен Кьеркегор: этапы развития человека
- Философские воззрения русских мыслителей XIX века
- Л. Толстой: непротивление злу
- Избранные тексты:
- Логическое задание:
- Глава 2 Философия XX века
- Философия ф. Ницше
- Николай Бердяев: этика закона и этика творчества
- Подлинное и не подлинное существование
- Вопросы к разделу "Подлинное и не подлинное существование"
- 2. Назовите несколько произведений Хайдеггера? Народ и чернь
- Избранные тексты о жизненных правилах
- О массовой, поверхностной морали
- Существует ли прогресс в морали?
- Логические задания:
- Раздел 2. Человек-сознание-познание
- Тема 2.1 человек как основная проблема философии Глав 1. Происхождение и развитие человека Тайна нашего происхождения
- Как человек стал человеком?
- А был ли тот мальчик?
- Ч. Дарвин и супершимпанзе
- Мыслящий тростник
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 2. Что из себя предстовляет человек? Обустроенность и бездомность человека
- Для чего живет человек?
- Почему все люди разные?
- Человек живой и человек мертвый
- Макс Шелер: пять идей о человеке
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 3. Основные характеристики человека
- Несводимость
- Иметь или быть?
- Как узнать самого себя?
- Непредопределенность
- Незаменимость и неповторимость
- Невыразимость
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глав 4. Категории человеческого бытия
- Творчество
- Счастье
- Избранные тексты о любви
- О счастье
- О смерти
- Творчество и его реализация
- Созерцание как исток творчества
- Тема 2.2 проблема сознания
- Глава 1. Сознание и человеческая природа Что такое сознание?
- Мыслят ли животные?
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Какие сны снились Карлу Юнгу?
- Разум большой и разум малый
- Избранные тексты
- Функция снов
- Практические задания
- Глава 2. Мышление, его истоки и сущность Можно ли человека чему-нибудь научить?
- Откуда приходит мысль?
- Два понимания мышления
- Мышление и язык
- Язык — дом бытия
- Учение о познании
- Сила воображения
- Что есть истина?
- Избранные тексты о мышлении
- О механическом и свободном уме
- О значении слова
- Истина как событие открытости мира
- Философия и научная картина мира о картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Пространство и душа
- Числа правят миром
- Начало и конец движения
- Свет, цвет и ритм
- Избранные тексты Человек и Вселенная
- Античные и современные представления о структуре мира
- О психологическом времени
- Логические задания:
- Тема 3.2. Философия и религия
- Смысл жизни
- О «скорбном неверии»
- Логические задания:
- Тема 3.3. Философия искусства Искусство и творение мира
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Избранные тексты а. Шопенгауэр. О гении
- Логические задания:
- Раздел IV. Социальная жизнь
- Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности
- Этносы и суперэтносы как формы существования человека
- Государство
- Социальная структура
- Гражданское общество
- Утопия и алхимия
- Глобальные проблемы современности
- Избранные тексты Семья
- О бюрократической власти в массовом обществе
- Логические задания:
- Тема 4.2. Философия культуры Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблемы массовой культуры
- Индустрия сознания
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Избранные тексты Средневековье: молодость европейской культуры
- Кризис современной культуры
- Массовый человек
- Логические задания:
- Тема 4.3. Философия истории
- Исторические оптимисты: Неотвратимая поступь мирового духа
- Единым строем в светлое будущее
- Стадии роста
- История идет разными путями: дыхание истории
- Циклические концепции истории: о. Шпенглер: три души истории
- Аполлоновская и фаустовская душа
- Магическая душа
- Закат Европы
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Б. Цивилизации-спутники
- Вопросы по теме:
- Вызов и ответ
- Исторические циклы:
- Мировые культуры Питирима Сорокина
- Главная проблема нашего времени
- Н. Бердяев об исторической самобытности России
- П. Чаадаев: исторические судьбы России
- Ответ Пушкина
- Апология сумасшедшего
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Что творится на Руси?
- В. Розанов о русском призвании
- Вопросы по теме:
- Избранные тексты Культура и цивилизация
- Вопросы по теме:
- Исторические псевдоморфозы
- Вопросы по теме:
- Имеет ли история какой-нибудь смысл?
- Вопросы по теме:
- Логические задания:
- Заключение восторжествует ли разум?
- Вопросы по теме: