А был ли тот мальчик?
Что такое человек, и откуда он пришел в этот мир? Русские философы также пытались внести свою лепту в разрешение этого вопроса. В.В.Розанов в первые увидел шимпанзе в зоологическом саду во Франкфурте-на-Майне и поразился ее способностям: она помогала сторожу собирать и убирать стол, сметала крошки, стлала скатерть. Дарвину, подумал тогда Розанов, даже лестно происходить от такой умной обезьяны, а не от более мелкой.
Лев Шестов считал библейскую версию происхождения человека правдоподобнее, чем дарвиновская - об этом свидетельствуют неутолимая тоска и вечная духовная жажда человека. Если бы человек произошел от обезьяны, он по-обезьяньи умел бы быстро найти все, что ему нужно. Правда, на свете очень много людей, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни: они весьма изобретательны в добывании пищи и вполне довольны своей жизнью.
Лев Шестов (1866-1938 гг.) - замечательный русский мыслитель, задолго до Хайдеггера опубликовал ряд работ по проблемам человеческого существования, предвосхитив многие идеи философии ХХ века.
Родился в семье крупного киевского коммерсанта. В 12 лет был похищен анархистами, отец отказался платить выкуп, и только через полгода мальчик был возвращен домой. Поневоле задумаешься о хрупкости бытия и станешь философом. Однако сначала Шестов учился в Московском университете - на математическом, потом на юридическом факультетах, был исключен за участие в студенческих беспорядках. И лишь с 1897 года стал заниматься философией.
Основные работы: "Апофеоз беспочвенности", "Власть ключей", "Афины и Иерусалим", "На весах Иовна".
Но и Дарвин, и Библия правы, пояснял Шестов. Часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучается этим грехом, а другие - от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают об избыточном.
Согласно С.Франку, современное "научное", "просвещенное", сознание с его принципами доказательства, не хочет ничего принимать на веру, для всего ищет объяснения - оно спокойно примиряется с тем, что наше Я, наша личность, наша внутренняя жизнь со всеми ее потребностями, упованиями и мечтаниями совершенно случайно, неведомо откуда затесались в мир - человек остается в нем совершенно инородным, одиноким, бесприютным существом, обреченным на крушение и гибель.
Семен Людвигович Франк (1877-1950 гг.) родился в Москве и окончил Московский университет. Основные работы: "Душа человека", "Непостижимое", "С нами бог", "Человек и реальность" и др.
В книгах Франка поражает его умение говорить о сложнейших проблемах философии доступным, ясным и поэтическим языком. В 1922 г. он был выслан из России, жил во Франции, затем в Англии. Умер в предместье Лондона, всю жизнь сохраняя любовь к России и веря в ее будущее духовное возрождение.
Теория эволюции сводит бытие человека лишь к его природному существованию и дает беспомощные объяснения его происхождения, с ее точки зрения человек с его душой, разумом постепенно развился из какой-нибудь амебы или протоплазмы. Это все равно, как если бы мы сказали, что круг постепенно развился из треугольника или точки, а машина из - из гайки. Теория эволюции - это наивная мифология. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника. Можно даже сказать, что он не возникает, а в определенном смысле всегда есть. И если человек остается одиноким перед лицом холодного и равнодушного к нему космоса, если он в нем беззащитный скиталец, то это лишь значит, что он имеет родину совсем в иной сфере реальности.
Об этом, например, свидетельствует само рождение и первые годы существования человека. Удивительные строчки посвятил В.Розанов только что появившемуся на свет младенцу. Маленький человек, писал он, явственно обнаруживает бездонную тайну своего происхождения. Младенец - это не только сияние жизни, не только свежесть и чистота, которую мы утрачиваем с годами, но это еще явление той единственно бесспорной безгрешности, какую на земле знает и испытывает человек. Мало сказать, что младенец невинен, - ни в чем не виновен и камень.
Младенец обладает положительной невинностью - в нем есть не только отсутствие греха, но и присутствие святости. Дом, не имеющий детей, мрачен и темен, он освещается и освещается детьми. Понимающий человеческую природу не может смотреть на младенца без слез, без "переполненного сердца" (Гете).
Розанов Василий Васильевич (1856-1919) гг.) - философ, писатель, богослов, литературный критик, человек огромной эрудиции и удивительного чувства юмора. Уже с 4 - го класса обнаружил склонность к философствованию: под влиянием прочитанных книг построил систему доказательств в пользу счастья как верховной идеи человека. Основные произведения: "В мире неясного и нерешенного", "Опавшие листья", "Люди лунного света", "Апокалипсис нашего времени".
Умер от голода в Сериевом Посаде. Его надгробие, рядом с могилой К.Леонтьева, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры, было уничтожено и восстановлено лишь недавно. При советской власти не была напечатана ни одна книга Розанова. Сейчас издается собрание его сочинений.
Откуда же это странного волнение в нас? Глядя на дитя, считал Розанов, мы и в себе пробуждаем видение "миров иных", только что оставленных этим человеком, видим свежесть, яркость и святость этих миров. Младенец - это "выявленная мысль Божия". Около младенца всякая взрослая добродетель является ограниченной, почти ничтожной, и человек, чем дальше отходит от момента рождения, тем больше "темнеет". В раннем детстве почти все дети обладают по крайней мере задатками гениальных способностей: поражает их память, непосредственная яркость и свежесть восприятия, удивительное чутье по отношению к окружающим людям. Это все как бы врожденно ребенку. Его изначальная одаренность действительно представляется даром свыше, а потом ее уже невозможно специально удержать никаким воспитанием и обучением. В сиянии младенца есть глубинная святость, словно влага, еще не сбежавшая с его ресниц. А потом мы, став взрослыми, вспоминаем свое гениальное детство, свою память, свои способности к языкам и думаем: а был ли действительно тот мальчик (или девочка)? Ведь взрослому человеку так трудно выучить хотя бы один иностранный язык, так трудно "расшевелить" свое воображение, так быстро все забывается, и совершенно не верится, что когда-то в детстве мы все были гениями, во всяком случае - в наших задатках.
- Введение что изучает философия
- Основной вопрос философии
- Проблема зеркала
- Логическое задание
- Раздел I. Основные идеи истории мировой философии
- Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
- Глава 1. Философия античного мира Семь мудрецов
- Пифагор
- Парменид и Гераклит
- Атомисты
- Софиты и Сократ
- Киренаики
- Мегарики
- Эпикур: как жить счастливо
- Стоики о мудрой жизни
- Избранные тексты о мудрой жизни Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора
- Вопрос: Что в понимании Сократа является "Мудрая жизнь"?
- Логическое задание:
- Глава 2 Философская мысль Средних веков
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Избранные тексты:
- Поговорим о прочитанном:
- Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени
- Глава 1. Философия Нового времени ф. Бэкон и р. Декарт
- И. Кант о моральном законе
- А. Шопенгауэр: от страдания к скуке
- Серен Кьеркегор: этапы развития человека
- Философские воззрения русских мыслителей XIX века
- Л. Толстой: непротивление злу
- Избранные тексты:
- Логическое задание:
- Глава 2 Философия XX века
- Философия ф. Ницше
- Николай Бердяев: этика закона и этика творчества
- Подлинное и не подлинное существование
- Вопросы к разделу "Подлинное и не подлинное существование"
- 2. Назовите несколько произведений Хайдеггера? Народ и чернь
- Избранные тексты о жизненных правилах
- О массовой, поверхностной морали
- Существует ли прогресс в морали?
- Логические задания:
- Раздел 2. Человек-сознание-познание
- Тема 2.1 человек как основная проблема философии Глав 1. Происхождение и развитие человека Тайна нашего происхождения
- Как человек стал человеком?
- А был ли тот мальчик?
- Ч. Дарвин и супершимпанзе
- Мыслящий тростник
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 2. Что из себя предстовляет человек? Обустроенность и бездомность человека
- Для чего живет человек?
- Почему все люди разные?
- Человек живой и человек мертвый
- Макс Шелер: пять идей о человеке
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 3. Основные характеристики человека
- Несводимость
- Иметь или быть?
- Как узнать самого себя?
- Непредопределенность
- Незаменимость и неповторимость
- Невыразимость
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глав 4. Категории человеческого бытия
- Творчество
- Счастье
- Избранные тексты о любви
- О счастье
- О смерти
- Творчество и его реализация
- Созерцание как исток творчества
- Тема 2.2 проблема сознания
- Глава 1. Сознание и человеческая природа Что такое сознание?
- Мыслят ли животные?
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Какие сны снились Карлу Юнгу?
- Разум большой и разум малый
- Избранные тексты
- Функция снов
- Практические задания
- Глава 2. Мышление, его истоки и сущность Можно ли человека чему-нибудь научить?
- Откуда приходит мысль?
- Два понимания мышления
- Мышление и язык
- Язык — дом бытия
- Учение о познании
- Сила воображения
- Что есть истина?
- Избранные тексты о мышлении
- О механическом и свободном уме
- О значении слова
- Истина как событие открытости мира
- Философия и научная картина мира о картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Пространство и душа
- Числа правят миром
- Начало и конец движения
- Свет, цвет и ритм
- Избранные тексты Человек и Вселенная
- Античные и современные представления о структуре мира
- О психологическом времени
- Логические задания:
- Тема 3.2. Философия и религия
- Смысл жизни
- О «скорбном неверии»
- Логические задания:
- Тема 3.3. Философия искусства Искусство и творение мира
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Избранные тексты а. Шопенгауэр. О гении
- Логические задания:
- Раздел IV. Социальная жизнь
- Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности
- Этносы и суперэтносы как формы существования человека
- Государство
- Социальная структура
- Гражданское общество
- Утопия и алхимия
- Глобальные проблемы современности
- Избранные тексты Семья
- О бюрократической власти в массовом обществе
- Логические задания:
- Тема 4.2. Философия культуры Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблемы массовой культуры
- Индустрия сознания
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Избранные тексты Средневековье: молодость европейской культуры
- Кризис современной культуры
- Массовый человек
- Логические задания:
- Тема 4.3. Философия истории
- Исторические оптимисты: Неотвратимая поступь мирового духа
- Единым строем в светлое будущее
- Стадии роста
- История идет разными путями: дыхание истории
- Циклические концепции истории: о. Шпенглер: три души истории
- Аполлоновская и фаустовская душа
- Магическая душа
- Закат Европы
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Б. Цивилизации-спутники
- Вопросы по теме:
- Вызов и ответ
- Исторические циклы:
- Мировые культуры Питирима Сорокина
- Главная проблема нашего времени
- Н. Бердяев об исторической самобытности России
- П. Чаадаев: исторические судьбы России
- Ответ Пушкина
- Апология сумасшедшего
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Что творится на Руси?
- В. Розанов о русском призвании
- Вопросы по теме:
- Избранные тексты Культура и цивилизация
- Вопросы по теме:
- Исторические псевдоморфозы
- Вопросы по теме:
- Имеет ли история какой-нибудь смысл?
- Вопросы по теме:
- Логические задания:
- Заключение восторжествует ли разум?
- Вопросы по теме: