Глава 1. Философия Нового времени ф. Бэкон и р. Декарт
Френсис Бэкон является родоначальником философии Нового времени, наиболее ярким представителем английской философии.
Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) — сын высокопоставленного английского сановника, со временем и сам стал лордом канцлером, хранителем Большой печати. Однако на этом посту он продержался только один год, был обвинен в взяточничестве и до конца жизни должен был отказаться от общественно] деятельности. Основные работы: «Новый органон», «Новая Атлантида» Вплоть до XX века многие литературоведы считали его автором всех шекспировских пьес и сонетов.
Для Бэкона главной задачей было освободить философию отвеет схоластических наслоений и извращений, от «идолов», которые мешаю' правильно философствовать. Бэкон различает четыре вида идолов: идолы рода — препятствия, обусловленные несовершенством человеческой природы, бедностью человеческих чувств; идолы пещеры — препятствия, обусловленные несовершенством образования, субъективные склонностями и взглядами людей; идолы площади — препятствия в виде господствующих предрассудков и старых, стершихся от употребления понятий и терминов; идолы театра — препятствия, возникающие силу слепого преклонения перед старыми авторитетами.
Еще одной задачей для Бэкона было создание такого метода, органона, с помощью которого открытия в науке делались бы не случайно, методически. Философия, полагал он, должна вооружить науку такими правилами познания, при которых она бы успешно развивалась, а не блуждала в потемках.
Бэкон первым выдвинул и обосновал метод индукции — метод исхождения от частного к общему, от отдельных фактов ко всеобщему 1акону или, как он выражался, к форме.
Познание с помощью такого метода кажется простым и даже примитивным делом. Например, нам надо найти закон (или форму) Кплоты. Мы составляем таблицы. В первую, положительную, заносим все случаи, когда теплота есть (при трении, при ударе); во вторую, отрицательную, — все случаи, когда ее нет; в третью, сравнительную, — когда ее больше или меньше. Потом складываем таблицы и получаем закон теплоты. Бэкону не приходило в голову, что не все так просто: если мы знаем, что такое теплота, то нам не нужны таблицы, а если не знаем, то как мы будем определять, когда она есть, а когда ее нет.
Тем не менее, индукция как частный метод осталась в науке, только сейчас говорят о неполной индукции, так как любой опыт всегда незамечен. Например, мы не можем видеть всех звезд, и потому закон о том, что все звезды делятся на три класса светимости, справедлив только для видимой нам части Вселенной.
Совершенно противоположным по духу был французский мысли-н-111» Рене Декарт.
Рене Декарт (1596-1650 гг.) — французский философ, математик, физик. Создал аналитическую геометрию, открыл законы преломления света в оптике, ввел понятие количества движения в механике, понятие рефлекторной дуги в физиологии и т.д.
Один из родоначальников философии Нового времени. Знаменитая формула Декарта «Мыслю — следовательно, существую» показала всей последующей философии истинный источник знаний о мире — человеческое сознание.
Декарт говорил, что философией надо заниматься несколько часов в годy, а человек, работающий головой, должен много спать. Сам он спал, по словам современников, до полудня и больше. Однажды шведская королева Хригина пригласила Декарта почитать ей лекции. Декарт согласился, и это его погубило. Христина вставала в 5 утра, и после завтрака Декарт должен был беседовать с нею о философии. После нескольких таких бесед рано утром, почти еще ночью, в холодной и унылой зимней Швеции Декарт заболел воспалением легких и спустя неделю скончался. Его основные философские произведения: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Правила для руководства ума».
В основу Декарт положил свой знаменитый метод сомнения — с него должна начинаться философия. Я во всем могу сомневаться — в своем теле (например, у человека отрезали ногу, а она болит, существуют так называемые фантомные боли); в том, сплю я или бодрствую (бывают яркие живые сны, а бывает серое и сонное существование); в окружающем мире, который дан мне через чувства, а чувства могут обманывать.
В одном только я не могу сомневаться — в том, что я сомневаюсь, то есть мыслю. А если я мыслю, то я существую, ибо иначе я не мог бы мыслить. Вот это и есть начало философии: «Мыслю — следовательно, существую».
Мыслить в данном случае означает не мыслить о чем-то конкретном, а находиться в стихии мысли — так же, как поэт живет и стихии языка, в словах, в рифмах. Сначала я должен находится в стихии мысли, а уж потом может прийти конкретная мысль. Вот когда я так мыслю, то я и существую. Поэтому человек очень редко мыслит и редко существует. Мысль, в вышеприведенном значении, приходит человеку в голову всего несколько раз в жизни и далеко не всем, считал Декарт.
Декарт, в противовес Бэкону и всем философам подобного рода, создал свою оригинальную теорию «врожденных идей», но о ней мы будем говорить в главе, посвященной теории познания.
- Введение что изучает философия
- Основной вопрос философии
- Проблема зеркала
- Логическое задание
- Раздел I. Основные идеи истории мировой философии
- Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
- Глава 1. Философия античного мира Семь мудрецов
- Пифагор
- Парменид и Гераклит
- Атомисты
- Софиты и Сократ
- Киренаики
- Мегарики
- Эпикур: как жить счастливо
- Стоики о мудрой жизни
- Избранные тексты о мудрой жизни Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора
- Вопрос: Что в понимании Сократа является "Мудрая жизнь"?
- Логическое задание:
- Глава 2 Философская мысль Средних веков
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Избранные тексты:
- Поговорим о прочитанном:
- Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени
- Глава 1. Философия Нового времени ф. Бэкон и р. Декарт
- И. Кант о моральном законе
- А. Шопенгауэр: от страдания к скуке
- Серен Кьеркегор: этапы развития человека
- Философские воззрения русских мыслителей XIX века
- Л. Толстой: непротивление злу
- Избранные тексты:
- Логическое задание:
- Глава 2 Философия XX века
- Философия ф. Ницше
- Николай Бердяев: этика закона и этика творчества
- Подлинное и не подлинное существование
- Вопросы к разделу "Подлинное и не подлинное существование"
- 2. Назовите несколько произведений Хайдеггера? Народ и чернь
- Избранные тексты о жизненных правилах
- О массовой, поверхностной морали
- Существует ли прогресс в морали?
- Логические задания:
- Раздел 2. Человек-сознание-познание
- Тема 2.1 человек как основная проблема философии Глав 1. Происхождение и развитие человека Тайна нашего происхождения
- Как человек стал человеком?
- А был ли тот мальчик?
- Ч. Дарвин и супершимпанзе
- Мыслящий тростник
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 2. Что из себя предстовляет человек? Обустроенность и бездомность человека
- Для чего живет человек?
- Почему все люди разные?
- Человек живой и человек мертвый
- Макс Шелер: пять идей о человеке
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 3. Основные характеристики человека
- Несводимость
- Иметь или быть?
- Как узнать самого себя?
- Непредопределенность
- Незаменимость и неповторимость
- Невыразимость
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глав 4. Категории человеческого бытия
- Творчество
- Счастье
- Избранные тексты о любви
- О счастье
- О смерти
- Творчество и его реализация
- Созерцание как исток творчества
- Тема 2.2 проблема сознания
- Глава 1. Сознание и человеческая природа Что такое сознание?
- Мыслят ли животные?
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Какие сны снились Карлу Юнгу?
- Разум большой и разум малый
- Избранные тексты
- Функция снов
- Практические задания
- Глава 2. Мышление, его истоки и сущность Можно ли человека чему-нибудь научить?
- Откуда приходит мысль?
- Два понимания мышления
- Мышление и язык
- Язык — дом бытия
- Учение о познании
- Сила воображения
- Что есть истина?
- Избранные тексты о мышлении
- О механическом и свободном уме
- О значении слова
- Истина как событие открытости мира
- Философия и научная картина мира о картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Пространство и душа
- Числа правят миром
- Начало и конец движения
- Свет, цвет и ритм
- Избранные тексты Человек и Вселенная
- Античные и современные представления о структуре мира
- О психологическом времени
- Логические задания:
- Тема 3.2. Философия и религия
- Смысл жизни
- О «скорбном неверии»
- Логические задания:
- Тема 3.3. Философия искусства Искусство и творение мира
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Избранные тексты а. Шопенгауэр. О гении
- Логические задания:
- Раздел IV. Социальная жизнь
- Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности
- Этносы и суперэтносы как формы существования человека
- Государство
- Социальная структура
- Гражданское общество
- Утопия и алхимия
- Глобальные проблемы современности
- Избранные тексты Семья
- О бюрократической власти в массовом обществе
- Логические задания:
- Тема 4.2. Философия культуры Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблемы массовой культуры
- Индустрия сознания
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Избранные тексты Средневековье: молодость европейской культуры
- Кризис современной культуры
- Массовый человек
- Логические задания:
- Тема 4.3. Философия истории
- Исторические оптимисты: Неотвратимая поступь мирового духа
- Единым строем в светлое будущее
- Стадии роста
- История идет разными путями: дыхание истории
- Циклические концепции истории: о. Шпенглер: три души истории
- Аполлоновская и фаустовская душа
- Магическая душа
- Закат Европы
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Б. Цивилизации-спутники
- Вопросы по теме:
- Вызов и ответ
- Исторические циклы:
- Мировые культуры Питирима Сорокина
- Главная проблема нашего времени
- Н. Бердяев об исторической самобытности России
- П. Чаадаев: исторические судьбы России
- Ответ Пушкина
- Апология сумасшедшего
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Что творится на Руси?
- В. Розанов о русском призвании
- Вопросы по теме:
- Избранные тексты Культура и цивилизация
- Вопросы по теме:
- Исторические псевдоморфозы
- Вопросы по теме:
- Имеет ли история какой-нибудь смысл?
- Вопросы по теме:
- Логические задания:
- Заключение восторжествует ли разум?
- Вопросы по теме: