Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую.
Аполлоновская душа — это душа античного времени. Для древнего грека и мир. и он сам. и боги, и даже атомы — это все тела. Человек — это прекрасное тело. В этом теле все снаружи: красота, мощь, ум. Ничего нет потаенного, внутреннего. Греки не знали психологии в нашем смысле. Основная наука античности — это эвклидова геометрия: прямая — кратчайшее расстояние между двумя точками, сумма углов треугольника равна двум прямым углам и т.д. Эвклид, как и все древние греки, считал, что земля плоская.
Древние греки жили целиком в настоящем, — то, что прошло, для них уже не существовало. Мы не знаем точных дат рождения или смерти очень многих великих людей античности, но греки не интересовались точными датами. Иногда говорили про человека: он родился между седьмой и восьмой олимпиадами.
У греков и архитектура телесна, внутренность храма легко обозрима одним взглядом. Храм — это просто гигантский ларец для статуй богов. Молящийся грек стоял не в храме, а перед храмом, и храм приветствовал его во всем совершенстве своего внешнего облика. Для античного человека подлинная жизнь совершалась не внутри зданий и не в собственной душе, а на просторе площадей.
С крушением античного мира и появлением христианства умирает античная, аполлоновская душа и появляется фаустовская душа, душа западноевропейской культуры, западного человека. Душа, названная так по имени доктора Фауста, героя одноименной поэмы Гете.
Если для грека тело было главным элементом всего окружающего, то для западного человека таким элементом стало пространство — чистое беспредельное пространство.
Первым образцом нового понимания мира, выраженным в искусстве, была икона» Вместо скульптуры, вместо античной пластики появляется иконописный лик — не объемное тело, которое можно ощупывать и разглядывать с разных сторон, но лицо, с которым смотрящий встречается глазами и вступает в молчаливый разговор.
Вы, наверное, сами замечали, что у всех греческих статуй глаза слепые. Правда, раньше все эти статуи были раскрашенными. У фаустовского человека появляется «внутреннее», появляется богатая внутренняя жизнь, он постоянно мучается внутренними противоречиями, постоянно себя наблюдает. Переход от аполлоновской душе к фаустовской — это переход от пространства внешнего мира в пространство внутреннее.
Но и внешнее пространство фаустовской души — это не площадь города или сам маленький город-полис, это — бесконечные просторы мира, распахнувшиеся перед человеком («Открылась бездна, звезд полна»). Это и бесконечное прошлое позади нас. У западного человека обостренное чувство истории, у него развита культура мемуаров, воспоминаний о прошлом и ожиданий будущего. А у древних греков даже кладбищ в нашем понимании не было, и они весьма спокойно относились к своим предкам.
Течение гомеровского стиха, писал Шпенглер, - это легкое дрожание листа под полуденным солнцем, это ритм материи. А западная поэзия — начиная со скандинавских саг и кончая современными экспрессионистами — создает скрытое напряжение в пустом, безграничном пространстве, далекие грозы в ночи над высочайшими вершинами. В ней чувствуется бесконечное одиночество фаустовской души.
У Аполлона и Афины нет «души». Над Олимпом царит вечный свет ясного южного дня. Аполлоновский час — это яркий полдень. А Валгалла (скандинавская и древнегерманская потусторонняя страна, куда попадают герои после смерти) лишена света. Глубокая полночь окружает погруженного в размышления в своем кабинете Фауста, наполняет гравюры Рембрандта, в ней теряются звуковые краски Бетховена.
Только у европейцев появляется чувство покинутости, античный человек, по выражению Аристотеля, - политическое животное: его жизнь достигала своей высшей точки в дневное время, среди общества, на площади, и он никогда не знал этого чувства. А европейский человек никогда не мог от него освободиться. В этом отличие Сократа от Руссо.
Как можно, считает Шпенглер, говорить о какой-то единой истории, о каком-то одновременном движении человечества к единой цели, если никакого единого человечества нет, есть совершенно разные культуры, совершенно разные восприятия мира. Греки жили в другом мире, не похожем на наш европейский, и их мир давно уже исчез. Мы можем только приблизительно и искусственно восстановить его, но в сути своей он всегда останется для нас загадкой.
- Введение что изучает философия
- Основной вопрос философии
- Проблема зеркала
- Логическое задание
- Раздел I. Основные идеи истории мировой философии
- Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
- Глава 1. Философия античного мира Семь мудрецов
- Пифагор
- Парменид и Гераклит
- Атомисты
- Софиты и Сократ
- Киренаики
- Мегарики
- Эпикур: как жить счастливо
- Стоики о мудрой жизни
- Избранные тексты о мудрой жизни Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора
- Вопрос: Что в понимании Сократа является "Мудрая жизнь"?
- Логическое задание:
- Глава 2 Философская мысль Средних веков
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Избранные тексты:
- Поговорим о прочитанном:
- Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени
- Глава 1. Философия Нового времени ф. Бэкон и р. Декарт
- И. Кант о моральном законе
- А. Шопенгауэр: от страдания к скуке
- Серен Кьеркегор: этапы развития человека
- Философские воззрения русских мыслителей XIX века
- Л. Толстой: непротивление злу
- Избранные тексты:
- Логическое задание:
- Глава 2 Философия XX века
- Философия ф. Ницше
- Николай Бердяев: этика закона и этика творчества
- Подлинное и не подлинное существование
- Вопросы к разделу "Подлинное и не подлинное существование"
- 2. Назовите несколько произведений Хайдеггера? Народ и чернь
- Избранные тексты о жизненных правилах
- О массовой, поверхностной морали
- Существует ли прогресс в морали?
- Логические задания:
- Раздел 2. Человек-сознание-познание
- Тема 2.1 человек как основная проблема философии Глав 1. Происхождение и развитие человека Тайна нашего происхождения
- Как человек стал человеком?
- А был ли тот мальчик?
- Ч. Дарвин и супершимпанзе
- Мыслящий тростник
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 2. Что из себя предстовляет человек? Обустроенность и бездомность человека
- Для чего живет человек?
- Почему все люди разные?
- Человек живой и человек мертвый
- Макс Шелер: пять идей о человеке
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глава 3. Основные характеристики человека
- Несводимость
- Иметь или быть?
- Как узнать самого себя?
- Непредопределенность
- Незаменимость и неповторимость
- Невыразимость
- Избранные тексты
- Логические задания:
- Глав 4. Категории человеческого бытия
- Творчество
- Счастье
- Избранные тексты о любви
- О счастье
- О смерти
- Творчество и его реализация
- Созерцание как исток творчества
- Тема 2.2 проблема сознания
- Глава 1. Сознание и человеческая природа Что такое сознание?
- Мыслят ли животные?
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Какие сны снились Карлу Юнгу?
- Разум большой и разум малый
- Избранные тексты
- Функция снов
- Практические задания
- Глава 2. Мышление, его истоки и сущность Можно ли человека чему-нибудь научить?
- Откуда приходит мысль?
- Два понимания мышления
- Мышление и язык
- Язык — дом бытия
- Учение о познании
- Сила воображения
- Что есть истина?
- Избранные тексты о мышлении
- О механическом и свободном уме
- О значении слова
- Истина как событие открытости мира
- Философия и научная картина мира о картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Пространство и душа
- Числа правят миром
- Начало и конец движения
- Свет, цвет и ритм
- Избранные тексты Человек и Вселенная
- Античные и современные представления о структуре мира
- О психологическом времени
- Логические задания:
- Тема 3.2. Философия и религия
- Смысл жизни
- О «скорбном неверии»
- Логические задания:
- Тема 3.3. Философия искусства Искусство и творение мира
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Избранные тексты а. Шопенгауэр. О гении
- Логические задания:
- Раздел IV. Социальная жизнь
- Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности
- Этносы и суперэтносы как формы существования человека
- Государство
- Социальная структура
- Гражданское общество
- Утопия и алхимия
- Глобальные проблемы современности
- Избранные тексты Семья
- О бюрократической власти в массовом обществе
- Логические задания:
- Тема 4.2. Философия культуры Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблемы массовой культуры
- Индустрия сознания
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Избранные тексты Средневековье: молодость европейской культуры
- Кризис современной культуры
- Массовый человек
- Логические задания:
- Тема 4.3. Философия истории
- Исторические оптимисты: Неотвратимая поступь мирового духа
- Единым строем в светлое будущее
- Стадии роста
- История идет разными путями: дыхание истории
- Циклические концепции истории: о. Шпенглер: три души истории
- Аполлоновская и фаустовская душа
- Магическая душа
- Закат Европы
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Б. Цивилизации-спутники
- Вопросы по теме:
- Вызов и ответ
- Исторические циклы:
- Мировые культуры Питирима Сорокина
- Главная проблема нашего времени
- Н. Бердяев об исторической самобытности России
- П. Чаадаев: исторические судьбы России
- Ответ Пушкина
- Апология сумасшедшего
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Что творится на Руси?
- В. Розанов о русском призвании
- Вопросы по теме:
- Избранные тексты Культура и цивилизация
- Вопросы по теме:
- Исторические псевдоморфозы
- Вопросы по теме:
- Имеет ли история какой-нибудь смысл?
- Вопросы по теме:
- Логические задания:
- Заключение восторжествует ли разум?
- Вопросы по теме: