logo
otvety_iskus

22. Живопис Нідерландів. Іеронім Босх

Босх отважился проникнуть в самую глубину человеческой психики и показать всё трагическое, что переживала его эпоха. Если художники Нидерландов в эпоху Возрождения отказались от уничижительной средневековой оценки человека, то Босх сохраняет её в своём творчестве. Он изображает существование людей на земле как греховное. Образ преисподней вырос в его творчестве до невероятных размеров. Если в ранних работах художник чётко ограничивал границы ада, то потом ад, рай и земная жизнь совершенно перемешались между собой. Композиции Босх выстраивал по одной и той же схеме: сотворение Адама и Евы, сцена грехопадения на левой створке, грешная земная жизнь в центре триптиха и справа – преисподняя.

За серию бытовых картин Иеронимус Босх был признан основоположником нидерландской жанровой живописи, но даже в этих произведениях он не отказался от своей оценки человечества, изобразил людей с уродливыми отвратительными лицами, как носителей зла и безумия.

Живописным мастерством Босх владел великолепно. Создавал нежные сочетания красок на тёмном фоне ночного неба или адской обстановки.

9 августа 1516 года Босх скончался и был с почестями похоронен в родном Хертогенбосе.

Уже ранние работы Босха имеют нравоучительный характер, особенно заметна сатира в работе "Корабль дураков.

Семь смертных грехов. Около 1480. Дерево, масло. 120 x 150. Музей Прадо, Мадрид. Гордыня, алчность, зависть, злость, сладострастие, праздность, чревоугодие – семь смертных грехов. Этот список стали считать общепринятым с XIII века, когда его переписал теолог Фома Аквинский. Эти пороки одолевают человека в течение всей его жизни