logo
otvety_iskus

25. Іспан творчість 17в Діего Веласкес

Вершиной испанской живописи 17 в. является творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660).

Конец 1610 - начало 1620-х считается ранним периодом творчества Веласкеса. В нем преобладала жанровая живопись, получившая название "бодегон" (в буквальном переводе - трактир; этим словом обозначали жанровые сцены из жизни простого народа; местом действия в них были кухни, кабачки, трактиры, таверны). Его народные образы интересны, индивидуальны и значительны. художник подчеркивает естественное достоинство, как у персонажей религиозных композиций или портретов.

Здесь он пишет портрет молодого короля Филиппа IV и получает звание придворного живописца. С этого времени жизнь Веласкеса тесно связана с испанским двором. Это давало ему материальную обеспеченность, но различные придворные должности отнимали у него много времени и сил. Он остался чужд придворной идеологии и ни разу не поступился своими творческими принципами.

После приезда в Мадрид ведущее место в искусстве мастера занимает портрет. Благодаря мастерству художника парадные портреты королевской семьи стали естественны и элегантны, но не менее торжественныХудожник правдив. Портрет короля трактован без лести - крупный нос, тяжелая, выступающая вперед нижняя челюсть, толстые губы, невыразительные светлые глаза, но более того портрет Веласкеса говорит и о надменном, замкнутом и сумрачно-апатичном характере Филиппа IV.

Здесь в Италии начинается новый этап творчества 1630-1640-е гг. Художник пишет более жидкими красками, краски прозрачным тонким слоем ложатся на холст. Колорит светлеет, становится более гармоничным, изысканным, богатым тончайшими оттенками. Веласкес научился мастерски передавать освещение и воздушную среду.

Центральная работа 1630-х гг. - картина "Сдача Бреды" (1634/35), изображающая современное историческое событие - взятие испанцами голландской крепости Бреды в 1625 г. Эту картину можно считать первой исторической картиной в современном понимании жанра.

В эот период художник продолжает писать многочисленные портреты. Проникновенны и глубоко человечны портреты шутов-карликов ("Портрет придворного шута).. Соединением всех лучших качеств искусства художника стала картина "Менины" (1656). Это и групповой портрет, и жанровая сцена из жизни двора, это и "картина создания картины".Итак, большое полотно размером почти три на три метра рассказывает нам о будничном дне царственных особ.

В центре картины изображена инфанта (название принцессы в детском возрасте) Маргарита в окружении свиты: менин (название фрейлин в юношеском возрасте из знатных фамилий; отсюда и название картины),. Колорит картины редкостный даже для Веласкеса: благородное созвучие серебристых, зеленоватых, коричневатых тонов оттенено немногими розовато-красноватыми акцентами. Каждый оттенок пропитан светом, что придает изображению необычайное единство и красоту..К разряду последних работ относится картина "Пряхи" (ок. 1657). Скорей всего Веласкес писал ее не по заказу короля, как большинство своих работ. Предполагают, что он работал над ней с натуры в королевской ковроткаческой мастерской в Мадриде, где он бывал по своим придворным обязанностям."Менины" и "Пряхи" - последние крупные работы художника.