7. Середньовіч мист Зах Європи. Готич пер
Характерные черты:
Появление круглой скульптуры.
Рельефа стали эпическими – подробная сбжетность.
Усиление реалистических черт.
Скульптура – доминирующее искусство
Франция – скульптура снаружи (на портале)
Германия – скульптура внутри
Избиение младенцев, Жертвоприношение Исаака Авраамом, Реймская улыбка,
Германия. Черты:
Резко утрированный натурализм
Скульптура внутри
Готический период
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль -- готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен.
Образотворче мист Японії. Сер стол
Характерные черты:
Появление круглой скульптуры.
Рельефа стали эпическими – подробная сбжетность.
Усиление реалистических черт.
Скульптура – доминирующее искусство
Франция – скульптура снаружи (на портале)
Германия – скульптура внутри
Избиение младенцев, Жертвоприношение Исаака Авраамом, Реймская улыбка,
Германия. Черты:
Резко утрированный натурализм
Скульптура внутри
Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать.
Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.
В XI—XII веках появилось много выдающихся по технике исполнения произведений чисто светской живописи, включая портретную. Многие художники-профессионалы создавали картины только на светские темы, такие картины изображали и на складных ширмах и сёдзи.
В период Муромати (1392—1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. В буддийской живописи также появляются новые формы.
Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. Происхождение их чисто практическое: поскольку традиционная одежда японцев не знает карманов, все необходимые мелкие предметы прикреплялись к поясу с помощью небольших брелоков — нэцкэ. Вместе с тем, сохранив свое функциональное назначение, нэцкэ превратились в силу непреходящих эстетических потребностей народа в разновидность тонкой миниатюрной скульптуры.
В нэцке преломился художественный канон средневековья в сочетании с ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии, чувство меры, завершенность и точность композиции, совершенство деталей. Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в высоту) мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных, поверий. Расцвет того чисто городского вида прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618—1694). Первым мастерам многоцветной гравюры был Судзуки Харунобу, творивший в середине XVIII века.Главные мотивы его творчества — лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.
Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (17СО—1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам — от случайной уличной сцены до величественных явлений природы. Творческая судьба Хокусая необычна. Плодовитейший мастер, — ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и рисунков, более 500 иллюстрированных книг, — он обрел творческую индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в видении мира и человека. В возрасте 70 лет Хокусай создает свою самую знаменитую серию гравюр “36 видов Фудзи”, за нею последовали серии “Мосты”, “Большие цветы”, “Путешествия по водопадам страны”, альбом “100 видов Фудзи”. Каждая гравюра — ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления, и совершенно новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения.“36 видов Фудзи”, представляющие священную гору японцев в разные времена года и суток, при разном освещении, из различных мест страны — издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились по существу первым в японском искусстве образом родины, одновременно конкретным и обобщенно-символическим. Творчество Хокусая достойно связывает многовековые художественные традиции Японии с современными установками художественного творчества и его восприятия.
Искусство цветной гравюры укиё-э явилось в целом прекрасным итогом ,и, может быть, даже своеобразным завершением неповторимых путей японского изобразительного творчества.
Візантія сер ст.
Периодизация:
1. Позднеантичное искусство – зарождение искусства
(Колосс Константина,Христос Пастух, Христос Иммануил)
2. Эпоха Юстиниана – расцвет
(Храм успения Богородицы в Никее, ангелы, Христос добрый пастырь(с овечк), шествие Юстиниана, шествие Феодоры. Георгий победоносец)
3. Эпоха иконоборчества – аристократы против материального изображения духовного
4. Македонская династия – поворотный удар в искусстве, уплощение стилтзация,(София)
5. Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов. – черты: золото, упрощение ландшафта, фигуры легкие, вытянутые, тонкий ритм в мозаике, появление новых сюжетов(зап. стена – страшный суд)
(Христос Пантократор, обручение Марии, Крещение Христа)
Четы росписи римских катакомб:
1. Трехмерность уступает место плоскостной абстракции
2. Реальные связи между предметами заменяются символическими
3. Все материальное подавляется ради духовного.
Черты живописи:
1. Благородство, изысканность образов.
2. Утонченность, одухотворенность.
3. Высокое художетственное качество
Мозаика., резьба по дер и кам.
В художественном творчестве Византия дала средневековому
миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным
изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира
и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой
одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран
средневековой Европы. Процесс художественного развития Византии не был
прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества
прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько
периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом
искусства:
1. Время императора Юстиниана I (527-565) – «золотой век Византии»
и так называемые Византийские ренессансы:
2. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) -
"македонский ренессанс".
3. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) -
"комниновский ренессанс".
4. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".
Время императора Юстиниана.
Как говорилось выше, власть византийских императоров (василевсов) не
была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. Наиболее прославленные византийские императоры не отличались высоким
происхождением. Так, в 527 году императором стал Юстиниан – бедный
иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и
решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма,
великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и
образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной
мере повлиявшим на судьбы Церкви.
При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим
государством Европы. Но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и
правопорядок в стране. В его время Константинополь превращается в
прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и
искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также
ставшие средоточием художественного византийского стиля. При Юстиниане были
построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней – Собор Святой Софии
в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне.
Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно
отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице
короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь,
посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале). Это одна из самых
древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не
сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический,
поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и
этим особенно интересны.
пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя
оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих,
молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер
церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная
мозаика стен, преобладающий цвет - золотой.
На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок
святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей
на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга.
Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность
соединила. Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах
алтаря - две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император
Юстиниан собственной персоной, другую - его супруга императрица Феодора. Их
изображения еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет
никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие,
позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды - идеальные
образы правителей в блеске Божественной славы. Но нет еще на лицах и той
суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской
живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного сходства,
глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых деталей: есть и
фонтанчик, и разноцветные занавеси - нечего этого позднее уже не будет.
4 Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)
В истории средних веков (и не только средних веков) было немало
драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин
определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники,
работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям,
уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период
иконоборчества в Византии.
В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на пошатнувшийся
византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный Исавром.
Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров (дикого и
воинственного народа), но известно доподлинно, что он был отважным и
блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и значительно
укрепить внешнеполитическое положение Византии.
Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние реформы
и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом он нашел,
что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и икон
приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие.
Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться
молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести,
что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим
идолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и
языческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усиления
влияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал
прекрасной мишенью для насмешек мусульман, придерживавшихся строгого
монотеизма. Для Льва, очевидно, было чрезвычайно важно опровергнуть
обвинения в идолопоклонстве, возводимые против христиан.
Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе
кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле
внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи
традиции вообще не допускали изображения человека , (что было закреплено
мусульманской религией).
Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести
заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его борьбе с
идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы.
Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного
почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации
всей
государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой борьбы
было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие
государственные должности.
В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать
поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать
их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило
этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских
святынь. Население империи разделилось надвое: иконоборцы и
иконопочитатели. Немедленно началась череда кровавых событий: в
Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но
были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был
низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в
ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей
и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим
огнем" и страна осталась без флота...
Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой
ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая
иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе,
других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самой
смерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме.
Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светская
живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась
только в отдаленных провинциальных монастырях.
Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества. Вопрос,
по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения,
иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи, что
противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятели Церкви
повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II,
а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. Григорий III приказал
прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не
считает себя подданным византийского императора. Это выступление Григория
III поддержала вся Италия.
К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль
5 Византийские ренессансы.
В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался
и культивировался интерес к античности, когда античное наследие активно
изучалось и переосмысливалось. Поскольку мировоззрение в целом оставалось
христианским, и власть церкви была достаточно сильна, эти "ренессансы" были
временными и затрагивали, в основном, правящую верхушку общества и
образованную столичную элиту. Многое зависело от личности императора, его
образованности, терпимости и интереса к античности.
Македонский ренессанс (867-1057)
Основатель династии - македонский крестьянин Василий - вряд ли был
знатоком искусства.
В период правления македонской династии отмечался расцвет математики,
естественных наук (были составлены энциклопедии по медицине, агротехнике),
военного дела. Ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы
создавали шедевры литературы и искусства. Император Константин VII
Багрянородный, занимавший византийский трон с 913 по 959 год, сам занялся
титаническим трудом, приводя в порядок всю сумму знаний своей эпохи.
Столица империи в этот период поражала своей
почти сказочной роскошью и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных
храмов, драгоценных украшений, сверкающих дворцов, она
производила неотразимое впечатление на гостей. В обществе усилилась тяга к
роскоши и изяществу. Процветали ювелирное дело, прикладные искусства. При
украшении произведений прикладного искусства практически всегда
использовались античные сюжеты. Резко увеличилось количество монастырей.
Каждый император, видный сановник, полководец возводил свои монастыри,
наделяя их богатыми владениями. Крупнейшие монастыри вмешивались в
политику, светские же лица в борьбе за власть искали поддержки монашества.
Центром духовной, мистической жизни Византии, а потом и всего Востока в
этот период стал Афон.
Началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных в период
«иконоборчества». Изобразительное искусство, связанное с церковью,
продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов,
однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика Богоматери
в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не
имеет ничего общего с иконографическими канонами. Богоматерь здесь гораздо
больше напоминает мадонн эпохи возрождения, чем современных ей мадонн
византийского письма. Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын
настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: "Видимо,
искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он
природе". Да, каноны существовали, но истинный талант просто сметал их со
своего пути, и отцы церкви склонялись перед его творением. В ту эпоху
ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске в
частности) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого
совершенства вкуса и техникВ это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-
купольного храма, получивший название храма "на четырех колонках". Вотличие от огромных просторных храмов ранней Византии, это были небольшие
по размеру постройки, производящие впечатление необыкновенной легкости.
Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны.
Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе здание было пронизано
светом. Пожалуй, ни в одной другой архитектуре зодчим не удавалось добиться
такого полного отражения в материи духовного начала.
Комниновский ренессанс(1057-1024г.)
В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной исветской культурой. В литературе бурно развивались светские жанры (сатира,
любовная лирика, куртуазный роман). Завоевали огромную популярность
бродячие певцы, мимы и актеры. Усилилась тяга к роскоши и изяществу,
процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т.ч. искусство
орнамента, перегородчатой эмали). Процветает меценатство, при дворах знати
создаются "ученые кружки". Невежество и неграмотность становятся предметом
насмешек. В живописи, несмотря на сохранение канона, усложнилась техника,
усилилась индивидуализация образов, видимо, изменился идеал красоты.
В архитектуре, начиная с XI века, наблюдается тяга к внешнему
украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. Окна
украшают глубокими нишами, из кирпича (плинфы) выкладывают орнаменты -
круги, кресты, вводят в кладку глазурованные плитки, сочетают кирпичную
кладку со светлым камнем.
- 2. Мистецтво Італії у 2пол 15 ст Андре верокіо, Сандро Ботичеллі
- 3. Мист висок відродж Леонардо да Вінчі
- 4. Мист Вис відродж Мікеланджело
- 5. Мистецтво ран Відродже Італ в 1 пол та серед 15 ст живопис
- 6. Образотворче мист Індії сер стол
- 7. Середньовіч мист Зах Європи. Готич пер
- 10. Мистец Ран та Вис відродж в Венеції. Своєрідн венець школи в італ мист 15 ст Творчість Джарджоне.
- 11. Мист Вис відродження в Венеціі Творч Тициана Вічеліо
- 12. Нідерландське мист 16 ст . Пітер Брейгель…
- 13. Мист Німеч 15ст . Особлив нім відродж. Альбрехт Дюрер
- 14. Образотворче мистець Італії 17 ст Караваджо
- 15. Живопис Фрвнції 17 ст . Класицизм. Творчість Пуссена
- 16. Живопис Франції 18ст . Творчість Ватто та Буше
- 17.Мист Іспанії 19ст ,Гойя
- 18. Мист Франції 19 ст .Жан Луи Давид, Огюст Єнгр
- 19. Голанд живопис 17 ст ….Франс Хальс
- 20. Мист Фландрії 17 ст Якоб Йорданс…
- 21. Нідерлан мист 15 ст. … Губерт Ян ейк , Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус
- 22. Живопис Нідерландів. Іеронім Босх
- 23. Голанд живопис епохи розквіту. Творчість Рембрандта
- 24. Іспан живоп кон 16 в нач 17 Ель Греко
- 25. Іспан творчість 17в Діего Веласкес
- 26. Постмодернізм у франц живоп к 19ст нач 20 . Жорж Сера, Поль Сезан, Ван Гог, Гоген, Лотрек
- 27. Романтизм у фран мист 19ст . Жеріко , Делакруа
- 28. Живоп імпресіоністів . Моне, Ренуар, Пісаро,
- 29. Мистецтво Новгорода 4-15 ст. Іконопис,Творчість феофана Грека
- 30.Искусство Московского княжества 14-15 столетия.Творчество анрея Рублева.Иконопись.