logo search
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

Введение

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь.

Не титулы, ордена или царская милость, а «самостоянье человека»

превращает его в историческую личность».

Ю.М.Лотман

Вторая половина XVIII - начала XIX столетий - время расцвета Российской империи и русской дворянской культуры. Оно характеризуется высоким уровнем экономического развития дворянской России, который был обусловлен относительно благоприятными природными условиями, усилением процесса внутренней колонизации, развитием агрикультуры и промышленности, ростом городов и торговли, демографическим подъемом. В условиях экономического и политического подъема происходит значительное усложнение социальной структуры русского общества и форм общественных отношений. Вместе с тем вторая половина XVIII - начала XIX вв. отмечены и расцветом духовной жизни русского общества, неразрывно связанной с европейской культурой эпохи Просвещения. Достижение философской мысли и естественнонаучного знания, литературы и музыки, архитектуры и искусства стали неотъемлемой частью мирового культурного наследия. 

Доминирующее положение в экономической, политической и культурной жизни России принадлежало дворянству. Благородное сословие утверждало свое лидерство в русском обществе и системой сословных привилегий, и манерой поведения, и высокой культурой, приобщение к которой сдерживалось удручающе низким образовательным уровнем подавляющего большинства русских помещиков. Во второй половине XVIII в. императрица Екатерина II пыталась осуществить целенаправленную образовательную программу, направленную на воспитание совершенно нового человека. В идеале - это дворянин, способный одинаково хорошо служить обществу и охранять его интересы, а также быть его украшением; обладающий ясным умом, свободным от предупреждений, и обширными познаниями; скромный, но не приниженный, готовый помочь, но не угодливый, искренний и доброжелательный.

Становление повседневной культуры дворянства шло вместе с законодательным определением его сословных прав и обязанностей, оформлением привилегий и ценностно-смысловых критериев принадлежности к «авантажному» слою. Осознание значимости человеческой личности в дворянской среде привело впоследствии к привитию таких нравственных качеств, которые стали внесословными ценностями.

Хронологические рамки исследования охватили век: первую половину века принято считать «золотым веком» русского дворянства: именно тогда появился феномен повседневной культуры дворянства. Первая половина ХIХ века - это время синтеза повседневной дворянской культуры европейского образца с традиционными духовными ценностями и одновременно начала проникновения ее в другие социальные слои. Благодаря этим процессам впоследствии нормы повседневной культуры дворянства стали частью российских ценностей.

Центром данной работы стал труд блестящего исследователя русской культуры Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре». В свое время автор заинтересованно откликнулся на предложение «Искусства -- СПБ» подготовить издание на основе цикла лекций, с которыми он выступал на телевидении. Работа велась им с огромной ответственностью -- уточнялся состав, главы расширялись, появлялись новые их варианты. Автор подписал книгу в набор, но вышедшей в свет ее не увидел -- 28 октября 1993 года Ю. М. Лотман умер. Его живое слово, обращенное к многомиллионной аудитории, сохранила эта книга. Она погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII -- начала XIX века. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, на поле сражения и за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, жест, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора -- категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст. Он учит читать и понимать этот текст, где бытовое и бытийное неразделимы.

«Собранье пестрых глав», героями которых стали выдающиеся исторические деятели, царствующие особы, рядовые люди эпохи, поэты, литературные персонажи, связано воедино мыслью о непрерывности культурно-исторического процесса, интеллектуальной и духовной связи поколений.

Цель работы - рассмотреть повседневную культуру дворянства XVIII - XIX вв. опираясь на труд Ю.М.Лотмана.