logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

4.5 Декабрист в повседневной жизни

Декабристы оставили глубокий след в русской культуре. Они проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, то есть, декабристы выступили как подлинные новаторы.

Большое количество документов отражают разные стороны бытового поведения дворянского революционера. Каждый отдельный декабрист в своем бытовом поведении не всегда вел себя как декабрист: он мог действовать как дворянин, как офицер, мужчина, русский, молодой человек. Декабристы были дворянскими революционерами, поведение их было поведением русских дворян и соответствовало нормам, которые сложились между эпохой Петра I и Отечественной войной 1812 года. Современники выделяли прямоту суждений декабристов, неприличную, с точки зрения светских норм, тенденцию называть вещи своими именами. Например, резкостью и игнорированием «речевого приличия» прославился Николай Тургенев. Декабрист своим поведением отменял иерархичность и стилевое многообразие поступка. Прежде всего, отменялось различие между устной и письменной речью: высокая упорядоченность, синтаксическая завершенность письменной речи переносилась в устное употребление. Декабристы культивировали серьезность как норму поведения.

«Литературность» и «театральность» практического поведения приводила к перемещению привычных смысловых связей. В обычной жизни слово вызывает поступок, а в жизненном поведении декабриста поступок увенчивался словом - его итогом, оценкой. Слово декабриста всегда - всегда слово, которое сказано гласно. Однако, существовали специфические черты, которые отличали декабриста как дворянского революционера. Характерно, что бытовое поведение сделалось одним из критериев отбора кандидатов в общество. Именно на этой основе и возникало специфическое для декабристов рыцарство, «которое, с одной стороны, определило нравственное обаяние декабристской традиции в русской культуре, а с другой - сослужило им плохую службу в трагических условиях следствия и неожиданно обернулось нестойкостью».

В общем, декабристы не были психологически подготовлены к тому, чтобы действовать в условиях подлости.

Все виды светских развлечений: танцы, карты - встречают со стороны декабристов суровое осуждение как знаки душевной пустоты. Также как «пошлое» занятие, карты приравниваются танцам, то есть, имеется в виду не простое отсутствии интереса к танцам, а выбор типа поведения. Культ братства, который основан на единстве духовных идеалов, был свойственен декабристу. Родственно-приятельские отношения связывали декабристов не только с друзьями, но и с противниками, причем это противоречие не уничтожало ни тех, ни других связей.

Итак, декабристы внесли в поведение человека единство, тем, что, «пропуская жизнь через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории». Перемещение свободы из области идей и теорий в «дыхание» - в жизнь. В этом и есть суть бытового значения декабриста.