logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

3.4 Карточная игра

Карты и карточная игра приобретают в конце XVIII - начале XIX века черты универсальной модели - Карточной Игры, центра своеобразного мифообразования эпохи. В функции карточной игры проявляется ее двойная природа. С одной стороны, карточная игра представляет собой образ конфликтной ситуации, то есть, в рамках карточной игры каждая отдельная карта получает свой смысл по месту, которая она занимает. С другой стороны, карты используются и при гадании. Понятие «карточная игра» покрывает два разных типа конфликтных ситуаций - «коммерческие» и «азартные» игры. Азартные игры в России конца XVIII - начала XIX века запрещались, хотя практически процветали. Коммерческие игры моделируют конфликты, при которых владение большей информацией одного из партнеров обеспечивает успех, при этом азартные игры основаны на том, что игрок, принимая решения, фактически не имеет никакой информацией.

Карты привлекали людей пушкинской эпохи не только деньгами. Карты обеспечивали успех, удачу и, главное, власть. Карточные азартные игры еще в начале XVIII века были формально запрещены, но уже во второй половине века превратились во всеобщий обычай дворянского общества. Существовали также «солидные» и «детские» карточные игры, которые были предназначены для забавы и отдыха, а не для азарта, традиционно воспринимались как «идиллические». Они были средством коротать время; обстановка их семья, или круг друзей, цель - забава. Со временем азартная игра становится воплощением преступных и поэтических черт уходящей эпохи, а коммерческая - «бессердечной расчетливости наступающего «железного века».

«Если карты являются как бы синонимом дуэли, то антонимом их в общественной жизни выступает парад».