logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

3.2 Сватовство. Брак. Развод

В XVIII веке в русском дворянском быту еще преобладали традиционные формы вступления в брак, то есть жених добивался согласия родителей, после чего только следовало объяснение с невестой.

При этом романтические отношения между молодыми людьми по нормам приличия считались нежелательными.

Обряд сватовства и свадьба образовывали «длительное ритуальное действо», Характер которого менялся в разные десятилетия. Сватовство состояло обычно в беседе с родителями. Предварительное объяснение с девушкой считалось нарушением приличия. Однако, уже начиная с 70-х годов XVIII века, молодой человек предварительно беседовал с девушкой на балу. Такая беседа считалась приличной и ни к чему еще не обязывала. В случае, если невеста отвергала брак на раннем этапе, то претендента благодарили за честь и объясняли, что дочь еще не думает о браке, она слишком молода.

Свадьба - сложное ритуальное «действо». Крестьянская свадьба «протекала по утвержденному длительной традицией ритуалу». Принято было, что молодые переезжали в новый дом или в новонанятую квартиру. Дворянская свадьба этого периода «строилась как смешение русского и европейского обычаев».

Одним из нововведений послепетровской действительности был развод. Развод сделался в XVIII - начале XIX века частым явлением, чем прежде. Конечно, это вступало в противоречие, как с обычаями, так и с церковной традицией. При этом расторжение брака могло быть осуществлено при наличии строго оговоренных условий: прелюбодеяние, двоеженство, безвестное отсутствие, монашество. Русское послепетровское законодательство предоставляло дворянской женщине определенный объем юридических прав. Однако еще больше гарантий давал обычай. В результате характер женщины XVIII века отличался самостоятельностью. Редкая и скандальная форма развода заменялась тем, что супруги разъезжались, мирно или немирно делили владения, после чего женщина получала свободу.

Домашняя жизнь дворянина XVIII века складывалась как сложное переплетение обычаев, которые были утверждены народной традицией, религиозными обрядами. «Этот беспорядок, приобретавший характер идейного и бытового хаоса, имел и положительную сторону. В значительной мере здесь проявлялась молодость культуры еще не исчерпавшей своих возможностей».