logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

2.2 Женский мир

В этой главе автор говорит об особенностях, которые эпоха наложила на характер женщины, и которые женский характер придавал эпохе.

Конечно, главное отличие женщин от мужчин состояло в том, что женщины были исключены из государственной службы. «Чин женщины, если она не была придворной, определялся чином ее мужа или отца».

К концу XVIII века появляется понятие - женская библиотека. Таким образом, женский мир становился все более духовным. Следует отметить, что документы сохранили сведения о том, что писательницы книг не отличались особыми талантами, они были просто матерями, которые вложили огромный труд в развитие истории русской культуры, а именно: домашние библиотеки сформировали определенный облик людей 1812 года; домашнее чтение матерей и детей привело к возрастанию деятелей русской культуры.

В XVIII веке реформы Петра I перевернули домашний уклад женщин. Одно из последствий реформ для женщин - стремление внешне изменить облик, попытка приблизиться к типу западноевропейской светской дамы. Меняется одежда, прически - появляются парики; в модах царила искусственность (например, купчихи красили зубы в черный цвет, для них это считалось идеалом красоты). Однако семья в этот период тоже подверглась изменениям, как и одежда, то есть для женщины стало не просто нужным, но и модным иметь любовника, потому что без этого она как бы «отставала» от времени. Женскими занятиями были кокетство, балы, танцы, а семья и хозяйство отходили на задний план.

К 70-м годам в XVIII веке в Европе зарождается романтизм. Это повлияло и на Россию. В сознание людей теперь заложена мысль о том, что «добро заложено в природе». Конечно, эти перемены повлияли и на моду. Теперь начинает цениться естественность. «Перемена вкусов коснулась и косметики. Просветительский идеал простоты резко сокращает употребление красок. Бледность стала обязательным элементом женской привлекательности. Следует учитывать, что изменение общего стиля культуры повлияло на разнообразные стороны быта. Стремление к «естественности » оказало влияние на семью. Кормить детей грудью стало одним из признаков нравственности. Теперь считается, что у детей должен быть мир взрослых интересов. Также в домашний быт вносятся отношения гуманности и уважения к ребенку. В 70-90-е годы XVIII века женщина становится читательницей. В значительной мере это происходит под влиянием двух людей: Николая Ивановича Новикова и Николая Ивановича Карамзина. Конечно, женщины начали читать книги и до этих людей, но именно Новиков и Карамзин первыми поставили перед собой цель сделать женщину читательницей. Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Ведь именно эпоха романтизма предоставила женщине важное место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав. Женский образ дал литературе положительного героя. Именно здесь сформировался художественный (и жизненный) стереотип: «Мужчина - воплощение социально типичных недостатков, женщина - воплощение общественного идеала». Этот стереотип был устойчив: многие поколения русских женщин жили «по героиням» не только Рылеева, Пушкина, Лермонтова, но - позже Тургенева и Некрасова.

Конец этой эпохи создал три стереотипа женских образов. Первый образ был внесен из биографии Жуковского в его поэзию, то есть это образ «нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты. Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью».

Другой идеал - демонический характер. Этот образ смело разрушал все условности созданного мужчинами мира. Возникнув в литературе идеал демонической женщины вторгся в быт и создал «целую галерею женщин» - разрушительниц норм «приличного» светского поведения.

Третий литературно-бытовой образ эпохи - женщина-героиня. Характерная его черта - «включенность в ситуацию противопоставления героизма женщины и духовной слабости мужчины».

Таким образом, женская культура - это не только культура женщин. Это - особый взгляд на культуру, необходимый элемент ее «многоголосия».