logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

3.1 Бал

Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. С одной стороны, бал был областью непринужденного общения, светского отдыха. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации. Внутренняя организация бала делалась задачей культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам». Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание определенной последовательности частей. Обучение танцам начиналось с пяти-шести лет. Конечно, длительная тренировка придавала молодому человеку уверенность в движениях, свободу, что влияло на психический строй человека, то есть, в «мире светского общения» он чувствовал себя уверенно, как опытный герой на сцене. Бал начинался полонезом. Второй бальный танец - вальс. Пушкин характеризовал его так:

«Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой».

Мазурка составляла центр бала и танцевалась с многочисленными «причудливыми фигурами и мужским соло», которое составляло кульминацию танца. Котильон - вид кадрили, один из заключающих бал танцев, представлял собой танец-игру. Бал обладал стройной композицией. Это было как «некоторое праздничное целое, которое подчинено движению от строгой формы торжественного балета к вариативным формам хореографической игры».