logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

3.6 Искусство жизни

«Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности». Существовало несколько подходов к соотношению искусства и внехудожественной реальности:

во-первых, изобразительные искусства оперируют условными знаками и отношение между изображением и содержанием определяется исторической конвенцией; художественное и внехудожественное пространства могут лишь взаимосоотноситься, но не взаимопроникать;

второй подход заключается во взгляде на искусство «как на область моделей и программ, при этом жизнь избирает себе искусство в качестве образца;

в-третьих, жизнь создает образцы, которым искусство подражает, то есть формы жизненного поведения определяют поведение художественное.

В начале XIX века грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. Искусство становится моделью, которой жизнь подражает. Особую роль в культуре начала XIX века в общеевропейском масштабе сыграл театр. Театрализуется эпоха в целом.

Для бытового поведения русского дворянина конца XVIII - начала XIX века характерны тяготение к «антракту» и прикрепленность типа поведения к определенной «сценической площадке». Вообще для русского дворянства этого времени характерно резкое разграничение бытового и «театрального» поведения, одежды, речи и жеста. Дворянский быт строился как набор альтернативных возможностей («служба - отставка», «гвардия - армия»), каждая из которых подразумевала определенный тип поведения.

В дворянском быту широко распространены любительские спектакли домашние театры.

XVIII - начало XIX века - эпоха, которая пронизана молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая энергия. Именно в подобные эпохи искусство и жизнь сливаются воедино, не разрушая искренности мысли.