logo
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

4.2 Век богатырей

К концу XVIII века сложилось совершенно новое поколение людей. Люди последней трети XVIII века, при всем многообразии натур, были отмечены одной общей чертой - «устремленностью к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению». Люди конца XVIII века ярко индивидуальны. Например, Нечеволодов. Жизнь его представляет длинную цепь событий, которые не могут считаться обычными. Биографию его, о которой рассказывали в армейских кругах, сохранил

М.И. Пыляев. «Участие в суворовских походах, проявления храбрости, ранения и награды …». Нечеволодов окончил войну поручиком с бриллиантовыми знаками Св. Анны II степени, при этом награда в этом чине в то время была исключительная. Позже он совершил какое-то преступление, после чего последовало разжалование, лишение орденов и ссылка в один из самых глухих углов России. Оттуда - бегство кораблем в Англию. Нечеволодов получил свои ордена и в чине майора умер на Кавказе в селе Карагач.

А.Н. Радищев

«Александр Николаевич Радищев - одна из самых загадочных фигур в русской истории». Радищева можно характеризовать одним словом - «энциклопедист». В XVIII веке слово энциклопедист означало человек, который охватывает своими знаниями все области науки в их единстве. Радищев в духе эпохи Просвещения вмешивается в общественную жизнь в самых разных ее сферах: «в торговлю и экономику как чиновник, в географию и геологию как ссыльный». Основной поворот убеждений Радищева - педагогический. По его мнению, надо воспитать героизм, и для этой цели могут быть использованы все философские концепции. Размышляя над проблемами рабства и свободы, Радищев подошел к вопросу, который обсуждался еще французскими философами. Постепенно появляется мысль о том, что истина требует пролития крови. По мнению Радищева, люди поверят тем словам, за которые заплачено жизнью.

Один из секретов биографии состоит в том, что Радищев по характеру и темпераменту был прямой противоположностью той личности, «роль которой он сам себя заставлял разыгрывать всю сознательную жизнь».

Радищев стремился подчинить всю свою жизнь доктринам философов. «Он силой вдавливал себя в нормы «философской жизни» и одновременно силой воли и самовоспитания делал эту «философскую жизнь» образцом и программой жизни реальной».

А.В. Суворов

Во французских сатирических журналах революционной эпохи Суворова изображали в виде чудовища, «дикаря-людоеда». Отличительная черта Суворова - способность производить на современников самые противоположные впечатления. Например, Петрушевский подчеркивал в Суворове высокие воинские качества, а солдаты приписывали своему полководцу не только благочестие, но и свойства колдуна.

Суворов был человеком XVIII века и включал в себя противоречия своей эпохи. Одним из этих противоречий было сочетание православия и культа античного героизма, доблести героев Древнего Рима и Греции.

Краткий последний период жизни Суворова был связан с глубокими трагическими размышлениями. Он отрицательно отнесся к Французской революции. Суворов оставался человеком екатерининской эпохи, при этом сам того не замечая, был глубоко захвачен идеей уважения в себе человека.

Суворов и Радищев - люди, принадлежавшие к двум полюсам своей эпохи. Это проявляется не только в различии взглядах общественной жизни, но и в противостоянии быта, культуры, духовных ценностей. Между войнами Суворова и войной 1812 года лежит глубокая грань, и похожая грань отличает Радищева от декабристов.