logo search
Культура дворянства XVIII–XIX вв.

3.5 Дуэль

Дуэль - парный бой, который происходит по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести. Таким образом, роль дуэли - социально-знаковая. Русский дворянин XVIII - начала XIX века жил и действовал под влиянием двух регуляторов общественного поведения - это страх и стыд. Идеал дворянской культуры подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести. В этом смысле значение приобретают занятия, которые демонстрируют бесстрашие. Дуэль, «как институт корпоративной чести», встречала оппозицию с двух сторон.

С одной стороны, правительство относилось к поединкам отрицательно. Это говорилось в «Патенте о поединках начинании ссор», составляющим 49-ю главу петровского «Устава воинского» (1716). На причины отрицательного отношения самодержавной власти к обычаю дуэли указал Монтескье: «Честь не может быть принципом деспотических государств: там все люди равны и потому не могут превозноситься друг над другом…».

С другой стороны, дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов, которые видели в ней проявление сословного предрассудка крестьян.

Дуэль начиналась с вызова. Оскорбленный выбирал себе секунданта, который направлял противнику письменный вызов (картель). Дуэль с ее строгим ритуалом, представляла собой целое театрализованное действо, при этом, остановить что-либо в дуэли отдельный участник не властен.

Любая дуэль была в России уголовным преступлением. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя закону, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая в дальнейшем для офицеров заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги.

«Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смешиваясь и не отменяя их». С одной стороны, победитель был окружен ореолом общественного интереса, с другой стороны, все дуэльные обычаи не могли заставить его забыть, что он убийца.