§ 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
Драма, в основе своей, оперирует и опирается на произносимые слова. Постоянная связь слова со сценической практикой, его звучание, сопровождение мимикой, жестом, действием создали определенную форму построения пьесы: речь персонажей в сочетании с ремаркой. Кроме этого выработаны довольно устойчивые формы организации речевого ряда: монолог, диалог, полиалог, реплика. Именно их мы и определяем как приемы построения речи персонажей.
Диалог
Диалог - обычно обмен репликами между персонажами, является наиболее распространенной формой драматургического письма или построения речи персонажей. С одной стороны, он служит для коммуникации, с другой, выражает конфликт (словесное действие). Его словесный ряд состоит из:
темы - носителя образов, мыслей, стимулов поведения и т.д.;
конструкции;
экспрессии (эмоции);
Диалог наиболее драматическая форма выражения. Но в классических пьесах, например, диалог представляет собой скорее последовательность монологов, чем обмен репликами. Поэтому иногда трудно провести границу между диалогом и монологом. Но в том и в другом случае диалог непосредственно связан с действием и является его главным выразителем. Рассмотрим эту связь.
Связь между диалогом и действием:
В классицистской драматургии, диалог символизировал начало действия, он его причина и следствие. В натурализме - диалог лишь видимая и вторичная причина действия, само же действие движется благодаря изменениям ситуации; диалог является «проявителем», барометром действия. В театре абсурда/парадокса диалог - примета, знак, часто алогичный и противопоставленный действию. Диалог, во многом приближающийся по своему характеру к разговорному языку реальной жизни, можно назвать натуралистическим. В основе же языка в театре (речи персонажей) лежит принцип приподнятости над реальной жизнью.
Не всякий диалог драматичен (например «бытовое общение»). Драматический диалог - это речь / речи, раскрывающие драматизм поведения, эмоций или ситуации. В диалог вплетаются паузы - моменты безмолвного действия. Паузы в диалоге выступают как:
признак перемены темы;
признак затруднительного положения;
затрудненность речи (смущение);
признак размышления, раздумий;
признак протекания скрытой эмоции;
признак сдерживания скрытой эмоции;
Существуют сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым - психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например, прием тейхоскопии. Тейхоскопия («взгляд сквозь стену) является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например:
изображает то, что происходит за сценой;
общение между видимым и невидимым персонажем (например, телефонный разговор);
общение между человеком и богом, призраком и т.д.;
между одушевленными и неодушевленными предметами.
Механизм диалога:
смена темы - когда одна тема вызывает другую (часто ассоциативно);
подхват темы - тема, начатая одним лицом, раскрывается другим;
перебой темы - тема смещается другими темами, но остается единой в течение всего диалога;
разрыв темы - тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога;
возвращение темы - когда перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается;
срыв темы - тема прерывается без завершения;
(Обычна форма темоведения: вопросно-ответная и подхватная)
Приемы построения речей лиц в диалоге (по С. Балухатому):
Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц.
Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц.
(Частота употребление этой формы придает энергичный, напряженно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повышает активный драматический фон)
Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но также и содействуют его расширению.
Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц.
(Обычный прием - система подхватов; частная форма - вопросы и ответы в плане полемики).
а) смена речевых тем при смене лиц вступающих в разговор;
б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций;
в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых речевых тем, как вступление к данной теме или переход от предыдущей;
г) малая речевая форма, как повод для раскрытия следующей темы;
д) диалог трактует одну тему, но за ней, как переход, к теме следующего явления следует малая речевая форма;
е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми;
ж) начальные реплики развивают не диаложную, но бытовую тему;
Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получает признаки эмоционального протекания или лирического охвата.
Монолог.
Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа. Монолог охватывает ряд тем и слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнажением чувств. Монологом не являются обширные высказывание типа:
речи повествования;
речи - носители повествовательных экспозиций;
резонерское раскрытие отдельных тем;
Монолог, по определению Волькенштейна, это - «замаскированный диалог». Он может существовать в разных видах. Как:
обращение к антропоморфному партнеру (судьбе);
обращение к отсутствующему персонажу;
репетицией предстоящего диалога;
воздействием на самого себя;
как упражнение в решении;
как укоры;
как выбор;
диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере);
Реплика.
Реплика - это факт ответа на предшествующий дискурс или немедленное парирование аргумента. В узком смысле, реплика - текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликой. Минимальное единство смысла образуется парами:
реплика / контреплика
слово / контрслово
действие / реакция
Часто зритель не следит за нитью слитного текста, он интерпретирует реплику в контексте высказываний. Структурирование совокупности реплик дает нам построение ритмов пьесы. Набор реплик не помещается лишь на уровне текста: он имеет место и на уровне интонаций, ритма мизансцены, действий, стиля игры. По Брехту, расстановка реплик осуществляется по принципу тенниса: схватывание на лету.
Реплики бывают:
узнавания;
нападения;
взывания помощи;
искания выхода;
разведки;
a parte (в сторону);
- Глава 1. 16
- Предисловие
- Введение
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- § 4. Эволюция и типология конфликта
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Глава 1. Идейно-тематический анализ § 1. Определение понятий «тема» и «идея»
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2. Анализ действия пьесы § 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы»
- § 2. История создания метода действенного анализа
- § 3. Основные этапы в анализе действия пьесы
- 3.1. «Предлагаемые обстоятельства»
- 3.2. Основные события и их взаимосвязь
- 3.3. Событийный ряд
- 3.4. «Сквозное действие»
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Глава 1. На пути к сцене § 1. Драма как литература («драматическая литература»)
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Синхронная таблица драматургических произведений