Глава 6. Система анализа драматургического произведения
При всей необходимости анализировать пьесу, возникает множество споров относительно того, как это следует делать. Приемы многочисленны, методов достаточно много, но именно это многообразие и порождает ту терминологическую путаницу, о которой мы уже говорили. Одни утверждают, что основных событий 5; другие - 4; помещают главное событие перед финальным и наоборот и т.д. и т.п. Можно совершенно определенно утверждать, что до настоящего времени не существует единой методики анализа пьесы. Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Искусство - самый субъективный вид человеческой деятельности. Здесь никогда не было и не будет готовых рецептов. Каждый художник стремится идти своим, зачастую не проторенным путем и старается пройти дальше, чем его предшественники. Поэтому необходим авторский подход к анализу. Но тем не менее, анализ драматургического произведения не может оставаться в рамках стихийной самодеятельности. Некоторые границы исследования, ориентиры, основные этапы в анализе пьесы просто необходимы. Но они должны носить скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Об этом необходимо всегда помнить, особенно в педагогической практике. Наконец самым сложным в анализе является необходимость разбирать на составные элементы то, что в непосредственной реальности разворачивается как единое, художественно-цельное явление.
Пытаясь определить основные этапы в разборе драматургического произведения, можно сказать, что первоначально разбор пьесы осуществляется режиссером самостоятельно и индивидуально. Но по мере его осуществления он, на определенном этапе, должен опираться на практику. Это происходит тогда, когда режиссер приходит в театр и начинает непосредственно работу по постановке спектакля. Здесь необходимо ознакомить актеров со своим замыслом, но не в качестве менторского изложения своего понимания пьесы, а как предварительный разбор, т.к. дальнейшая постановка спектакля может внести существенные коррективы в первоначальный замысел. Итак, первый период разбора пьесы может носить название «застольного», «домашнего» - т.е. индивидуальной работы режиссера по разбору пьесы. Второй этап - «репетиционный» - совместная работа режиссера и актеров. Структура самого разбора пьесы нам представляется системой состоящей из различных анализов. Основная задача заключается в том, чтобы рассмотреть смысловой план, действенный и внешнее построение пьесы, т.е. исследовать структуру драматического произведения и технические приемы ее реализации. Мы предлагаем собственную систему разбора пьесы, которая состоит из анализов, рассмотренных во второй главе. Часть из них довольно известны и подробно освещены в теории, но некоторые - в частности формально-композиционный и текстовой анализы - являются авторским разработками. Последовательность, в которой эти анализы здесь приводятся, не является строго обязательной. Очередность их применения зависти от личного желания и расположения, сам же набор обеспечивает на наш взгляд достаточно полное исследование драматургического произведения.
СИСТЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1. ИДЕЙНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сведения об авторе:
Жизнь и творчество.
Тема:
Тема автора в творчестве (периоды).
Тематическое содержание.
Основные темы и их порядок.
Тематическая модель (актов и пьесы).
Идея:
Идейное содержание.
Группировка сил по конфликту:
Между чем и чем.
Анализ названия пьесы:
Отражение темы.
Образ / символ / знак.
Смысл.
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
Анализ предлагаемых обстоятельств:
Предлагаемые обстоятельства: фабула, факты, события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.
Изучение эпохи, в которую писалась пьеса: исторический, политический, социальный контекст.
Эпоха в искусстве.
Среда: обстановка окружающая героев.
Поиск основных событий:
исходное, основное, центральное, финальное, главное.
Выделение событийного ряда.
Группировка сил по конфликту:
между кем и кем;
Определение сверхзадачи.
сверхзадача драматурга / пьесы;
- вечность;
- современность;
- злободневность;
Определение сквозного действия.
3. ФОРМАЛЬНО - КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Способ повествования (присутствие автора).
Форма изложения материала (жанр).
Композиция изложения событий.
Формальное построение:
распределение по актам, действиям, явлениям;
соотношение объемов излагаемых событий.
Афиша:
анализ системы действующих лиц (как даны характеры в пьесе: по действенной значимости, социальной, смыслу, по мере появления.
Анализ мест действия (пространственно - смысловые решения).
Анализ среды.
Анализ времени.
Разное.
Соотнесение всех исследуемых элементов со всем творчеством автора, эпохой в искусстве, историей театра и драматургии.
4. ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ
Язык изложения (стих, проза, их сочетание).
Анализ речи дискурса персонажей:
диалог;
монолог;
полиалог;
реплика;
Анализ системы ремарок
Текст в тексте.
Темоведение
Нарративные инстанции.
Ориентация изложения.
5. АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ
Построение модели.
Треугольники:
действия, психологии, идеологии, философии.
Решетка (состав) персонажа.
Уровни существования персонажа.
Демультипликация, синкретизм.
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я
ОТ ДРАМЫ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. 16
- Предисловие
- Введение
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- § 4. Эволюция и типология конфликта
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Глава 1. Идейно-тематический анализ § 1. Определение понятий «тема» и «идея»
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2. Анализ действия пьесы § 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы»
- § 2. История создания метода действенного анализа
- § 3. Основные этапы в анализе действия пьесы
- 3.1. «Предлагаемые обстоятельства»
- 3.2. Основные события и их взаимосвязь
- 3.3. Событийный ряд
- 3.4. «Сквозное действие»
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Глава 1. На пути к сцене § 1. Драма как литература («драматическая литература»)
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Синхронная таблица драматургических произведений