logo
Чистюхин И

§ 2. Структура композиции

С развитием драматургии первоначальное деление на середину начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Каждый элемент структуры имеет свое функциональное назначение. Но подобная схема закрепилась не сразу, в принципе споры по названию и количеству элементов продолжаются до настоящего времени.

В 1863 г. Фрейтаг предложил следующую схему драматической структуры:

  1. Вступление (экспозиция).

  2. Возбуждающий момент (завязка).

  3. Повышение (восходящие движение действия от возбуждающего момента, то есть о завязки к кульминации).

  4. Кульминационный пункт.

  5. Трагический момент.

  6. Нисходящее действие (поворот к катастрофе).

  7. Момент последнего напряжения (перед катастрофой).

  8. Катастрофа.

Конечно, некоторые моменты в этой схеме спорны, тем не менее, эта наиболее интересная схема в разработке понятия структуры композиции. В нашей стране Фрейтаг незаслуженно был забыт, из-за того, что были превратно поняты критические замечания Станиславского по поводу того, что применение подобной концепции иссушает творчество. Это справедливое замечание, но замечание актера, а не теоретика театра. Были еще несколько схем драматической структуры, мы отметил лишь наиболее интересные.

Аристотель Фрейтаг

(начало-середина-конец) (повышение-трагический момент - катастрофа)

Волькенштейн Васильев

(непрерывное нарастание) (повтор-контраст-модуляция)

В конечном итоге все авторы сходятся на структуре триады лежащей в основе драматургической композиции. Здесь, на наш взгляд не может быть «универсальной» схемы, так как это творчество, а его законы во много остаются для нас тайной. Так или иначе, если мы попытаемся свести все эти схемы воедино, то структуру драматического произведения можно выразить следующим образом:

результат борьбы

начало борьбы

ход борьбы

Из этой схемы мы видим, что начало борьбы раскрывается в экспозиции и завязки основного конфликта. Эта борьба реализуется через конкретные поступки (перипетии - по выражению Аристотеля) и составляет общее движение от начала конфликта к его разрешению. Кульминация - высшее напряжение в действии. Результат же борьбы показывается в развязке и финале пьесы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4