§ 2. Характеристика элементов модели
Характеризуя элементы актантной модели, приведем для начала несколько поясняющих примеров из сказок. В любой сказке (в любом практически художественном произведении) есть герой - мужчина, женщина, ребенок, волшебное существо и т.д. в принципе неважно, главное есть одна действенная функция, ее и называют субъект. Например, если мы возьмем сказку «Царевна - лягушка», то субъектом будет Иван-царевич. Данного героя заставляет некая сила или определенные обстоятельства совершить то или иное действие под различными предлогами (силой, угрозами, просьбой, необходимостью и т.д.). Эта действующая сила называется отправитель, т.к. она отправляет нашего героя совершать действия, составляющие основной сюжет. Все действия героя обращены на достижение определенной цели, овладение тем или иным предметом, человек ли это или абстракция (например, молодильные яблоки, царевна, «то не знаю что» и т.д.). Эта категория получила название - объект. В пути герою либо кто-то мешает выполнить свое действие, достигнуть цели и вообще препятствуют коммуникации это - противники; противоположный класс действующих сил стремиться облегчить продвижение героя к цели это - помощники. Получателем является не какой-то персонаж, а некое понятие, Оно определяется ответом на вопрос: зачем герой (субъект) совершал эти действия? Ради чего? Ответы здесь могут быть самыми разными: Добро, Справедливость, Мир и т.д. Необходимо отметить ряд особенностей присущих этим элементам.
Отправитель может быть и один персонаж и группа персонажей (новгородское вече, группа заговорщиков и т.д.), либо абстрактное понятие (совесть, долг, честь, месть, междоусобица и т.д.), либо вообще нереальное существо. Например, в Макбете субъект Макбет, а отправитель - ведьмы; в «Гамлете» субъект - Гамлет, отправитель - призрак отца Гамлета (недаром именно эту роль исполнял Шекспир, т.к. это одна из самых важных ролей в пьесе, именно призрак дал толчок и направление всем действиям Гамлета); Некто в сером в «Жизни Человека» Андреева - отправитель, Человек - субъект.
Субъект - им может являться персонаж или группа персонажей (например Три мушкетера, Рыцари Круглого стола, «ночлежка» в «На дне» Горького и т.д.)
Объектом может выступать как реальное лицо, так и какой-либо предмет или нематериальная категория (свобода, замужество, приданое, богатство, Синяя птица и т.д.).
Помощники / Противники - ими могут быть как персонажи так и обстоятельства, как реальные так и нереальные.
Получатель - всегда абстрактное понятие (Мир, Благо, Справедливость, Законность и т.д.).
Чтобы привести какой-либо пример мы возьмем схему, приведенную Юберсфельд1, где D1 - отправитель, D2 - получатель, S - субъект, O - объект, A - помощники, Op - противники.
D1:БогD2: Человечество
S: Рыцари Круглого стола
O: Грааль
A: Святые, ангелы и т.д.Op: Дьявол и его приспешники
Реформа актантной модели, предпринятая Юберсфельд, не ограничилась изменениями оси субъект - объект. Она внесла самый существенный вклад, в модель, разработав теорию «треугольников» (triangle), объясняющих различные аспекты действия и взаимоотношения между актантами, которые организуют различные смысловые и действенные уровни пьесы.
1. Треугольник действия - складывается как взаимодействие между субъектом, объектом и противником. Герой пытается достигнуть цели, противник ему мешает (точнее будет сказать не противник, а антагонист). Так возникает действие. Оно есть реальный результат столкновения двух противоборствующих сил вокруг одного объекта. Графически это отношение выражается следующим образом:
S
O Op
В начале противник мешает непосредственно субъекту, чинит ему препятствия. Затем этот треугольник трансформируется, когда противник начинает удерживать непосредственно объект, это происходи, как правило, во второй половине пьесы.
S
O Op
Так, например, внешнее действие в «Ромео и Джульетте» направлено непосредственно на Ромео в первой половине пьесы, даже в сцене «бала», где его главным антагонистом является Тибальт. Во второй половине пьесы, особенно после его изгнания из Вероны, внешнее действие более ориентировано на Джульетту.
2. «Психологический» треугольник. Он показывает, как складываются психологические отношения между различными силами драмы и вообще как зарождается основная психологическая канва пьесы. Это отношение между отправителем (возложенным поручением) и осью субъект - объект (т.е. исполнением этого поручения).
D1 S
O
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. 16
- Предисловие
- Введение
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- § 4. Эволюция и типология конфликта
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Глава 1. Идейно-тематический анализ § 1. Определение понятий «тема» и «идея»
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2. Анализ действия пьесы § 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы»
- § 2. История создания метода действенного анализа
- § 3. Основные этапы в анализе действия пьесы
- 3.1. «Предлагаемые обстоятельства»
- 3.2. Основные события и их взаимосвязь
- 3.3. Событийный ряд
- 3.4. «Сквозное действие»
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Глава 1. На пути к сцене § 1. Драма как литература («драматическая литература»)
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Синхронная таблица драматургических произведений