§ 3. Толкование (трактовка) пьесы
Появление термина «трактовка» связано с возникновением режиссуры как одного из вида творческой деятельности в театре. Режиссер при этом берет на себя функции не только организатора или координатора постановки, но является автором самого спектакля, того смысла, который наполняет действие всей пьесы и каждого персонажа в частности. Толкование (трактовка) подразумевает не столько поиск замысла автора пьесы, сколько создание на его основе нового, «режиссерского» смысла и содержания пьесы. Режиссер определяет все артистические и творческие решения и ответствен за гармоничное единство постановки. Режиссер, обычно в соединении с техническими помощниками, определяет концепцию, смысл или интерпретацию пьесы, выбирает актеров, репетирует. Его мнение имеет определяющую и решающую роль в решении сценографии, костюмах, световом и музыкальном оформлении. Все, что аудитория наконец видит - это видение режиссера. Современный режиссер волен поступать в отношении пьесы как ему заблагорассудиться, он практически ничем не скован. Именно его мнение о пьесе является определяющим при формировании репертуара театра и самой постановки спектакля. Поэтому, мы считаем уместным коротко остановиться на истории возникновения режиссуры как театральной профессии.
Натурализм как художественное течение был в значительной степени ответственен за появление современного режиссера, хотя любая постановка в истории театра всегда была кем - то организована и объединена. Идея о необходимости режиссера, того, кто интерпретирует текст, работает с актером, предлагает сценографию, осуществляет производство, т.е. приводит к единому художественному стилю всю постановку - принадлежит ХХ веку. Долгое время (с древней Греции и до XVII в.) в театре режиссером являлся драматург. В течение XVIII и XIX столетий режиссером часто был ведущий актер. Увеличивающаяся зависимость от множества специальных театральных средств, потребность в интерпретации психологических аспектов характера - все это вызвало потребность в режиссере. Людвиг Кронег, руководивший труппой в герцогском театре г. Мейнингема (Германия), считается первым режиссером. Бывший актер этого театра, он в своих работах стремился добиться жизненной правды и точности в изображении эпохи. Работа над спектаклем начиналась с изучения эпохи, быта, потом приступали к читке пьесы, обсуждению отдельных сцен. В процессе репетиций он детально разбирал роли, давая психологический анализ персонажа. Затем репетировались массовые сцены, при этом Кронег использовал не только статистов, но и актеров. Он полностью оказался от системы амплуа. Выступая новатором в области режиссерско-постановочных приемов, Кронег оставался консерватором в актерском искусстве. Строгая дисциплина, а иногда и деспотизм по отношению к актеру подавлял индивидуальность актера. Его деспотичный стиль стал моделью для нескольких поколений режиссеров.
Первый настоящий режиссер во Франции был A. Антуан, который организовал театр «Libre». Он попытался создавать реалистические детали во всех их значениях и деталях, предписывая своим актерам вести себя на сцене так, как будто они находятся реальной комнате. Следующий этап в развитии режиссуры начинает М. Рейнхард. До него идея режиссера как творческого художника была в зародышевом состоянии. С его творчеством режиссер стал представляться как динамический, формирующий ум всей драматической работы. В ХХ в. появляется новая тенденция в режиссуре: использовать пьесу просто как отправную точку для собственных театральных поисков, заканчивающихся порой неортодоксальными решениями. Такие постановки часто достигают разъяснения или акцента тем и образов текста, за счет целостности оригинала. Такими режиссерам были Мейерхольд, Барро, Гротовский и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. 16
- Предисловие
- Введение
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- § 4. Эволюция и типология конфликта
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Глава 1. Идейно-тематический анализ § 1. Определение понятий «тема» и «идея»
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2. Анализ действия пьесы § 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы»
- § 2. История создания метода действенного анализа
- § 3. Основные этапы в анализе действия пьесы
- 3.1. «Предлагаемые обстоятельства»
- 3.2. Основные события и их взаимосвязь
- 3.3. Событийный ряд
- 3.4. «Сквозное действие»
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Глава 1. На пути к сцене § 1. Драма как литература («драматическая литература»)
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Синхронная таблица драматургических произведений