logo
Чистюхин И

§ 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок

Ремарка - описание действия. Можно также ее назвать прямым вмешательством автора, комментированием действия и донесением дополнительного смысла, что в целом приводит к разрушению иллюзии повествования. Основными функциями ремарки можно считать:

В театральной практике сложилось двоякое отношение к ремарке. Первое характеризуется полным исполнением указаний автора. Второе - пренебрежение и необязательное исполнение ремарок. Вопрос, по существу, заключается в том, насколько ремарка «обязательна» к исполнению. Совершенно справедливы упреки к драматургам за их неполное представление о сценических выразительных средствах. К этому же примыкает и проблема трактовки, вносящая дополнительные коррективы в драматургию. Но в этом споре не стоит забывать, что в эволюции театральной ремарки отразилась эволюция театра и сценических форм. Здесь мы видим результат взаимодействия драматург - театр. Ремарка, по мнению Сахновского-Панкеева, компонент, привнесенный историей развития драмы. В Древней Греции их нет, у Шекспира - минимум, чем дальше, тем ремарки появляются чаще и становятся все более обширными.

Система ремарок:

  1. Ремарки характеристики («в поддевке», «в сапогах»);

  2. Жестовые - движения тела в ограниченном пространстве.

а) бытовая функция («повязывая салфетку»);

б) характеризующая функция.

в) экспрессивная и драматическая функции («вырывая руку»).

  1. Жестово - эмоциональные («плачет», «смеется»).

  2. Речево - интонационные («радостно», «раздражаясь»).

  3. Жестово - интонационные («перебивая», «поддевая»).

  4. Мизансценические.

  5. Паузные.

  6. Уход / вход персонажа.

  7. Адресат реплики («слуге»).

  8. Эмоциональной природы («в негодовании»).

  9. Совершения действия («упирается руками», «захлопывает дверь, читает письмо»).

  10. Физического состояния («запыхавшись»).

  11. Места действия.

  12. Времени действия.

  13. Сюжетные.

  14. Сценографические (обстановочные).

  15. Служебные ремарки (указание на различные сценические приемы).

  16. Литературно - повествовательные («города не видно, но лишь в хорошую погоду»).

  17. Паузные (одни относятся к игре актеров, другие к режиссуре):

Рассмотрим систему ремарок и их соотношения на примере нескольких пьес.

  1. «Дядя Ваня» А.П. Чехова: в первом действии 57 ремарок: 19 действенных, 10 эмоциональных, 7 адресных, 5 на вход, 2 характеризующих, 2 экспрессивных. Из них 47 простых и 10 блочных (включающих в себя несколько указаний).

  1. «Три сестры» А.П. Чехова: первое действие: 145 ремарок (в основном эмоциональные и действенные). Эмоциональные относятся к сестрам, в большинстве своем психологически негативного характера (слезы, огорчения т.д.). Действенные ремарки либо выражают, либо скрывают эмоциональное состояние (чаще скрывают, если не относятся к сестрам).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4