logo search
Учебное пособие (семинары)

Характерные черты мифа

Исследование архаических мифов позволяет отметить некоторые общие черты, присущие мифам.

  1. Отождествление фантазии с реальностью. Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии.

  2. Наглядно-образная природа. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

  3. Эмоциональная насыщенность. Миф вовлекает людей в переживание происходящих в нем событий. Миф воспринимается как реальность и требует от человека реалистичной реакции на происходящее.

  4. Связь с магией. Миф не только формирует духовную жизнь, он имеет и практическую направленность, дает людям инструмент воздействия на окружающий мир.

Функции мифа

Главная задача мифа – превращать неорганизованный докультурный хаос в обработанный человеком космос. Миф демонстрирует не только образец мирового устройства, но и образец поведения человека в данном мировом устройстве. Таким образом, миф представляет собой своеобразный адаптационный механизм, который помогал объяснить мир, то есть привести в порядок (систему) совокупность субъективных образов мира, впечатлений о мире и о месте человека в нём.

Мифологические символы обеспечивали единство личного и социального. Следует обратить внимание на то, что миф был направлен на индивидуальную психику человека главным образом в плане приспособления индивида к социуму. Миф глубоко социален и даже социоцентричен, так как ценностная шкала определяется общественными интересами рода и племени.

Внутри общества миф так же имел особую половозрастную направленность и был направлен на конкретного представителя социума. Поэтому классификация мифов довольно разнообразна.

Антропогонические мифы – мифы, повествующие о происхождении человека.

Космогонические мифы – мифы о происхождении мира. Каждый народ вырабатывал свою трактовку происхождения мира. Так, например, для славян характерны представления о происхождении мира из частей первобога Рода Великого, а для австралийских аборигенов характерны представления о мировом яйце.

Мифы о культурных героях – повествования о первопредках, богах – мироустроителях. Зачастую они совпадают с мифами обряда инициации – посвящения во взрослые члены общества.

У многих народов присутствуют мифы эсхатологические – о конце мира, апокалипсисе. Развитые эсхатологические мифы известны у древних майя, ацтеков, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии.

Современный миф

Современная мифология отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы ХХ века выступают в качестве рационального знания, а иногда строятся по образцу теоретических концепций. В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм.

Мифы массовой культуры – создание стереотипов восприятия, сведение всего художественного многообразия к единой норме – тривиально-обыденному. Средства информации не просвещают, но манипулируют сознанием. В массовой культуре миф проявляется через создание имиджа и рекламу.

Имидж – иллюзорная форма сознания, основанная на псевдофактах, упрощенном изображении реальности. Представляет собой псевдоидеал (фирменная марка, политический лозунг). Так же имидж представляет собой уподобление предмету поклонения, веры. Как правило, имидж пассивно связан с потребительским сознанием и отвечает мечтам и интересам людей.

Реклама формирует потребительское сознание. Приобщает к коллективным ценностям – быть похожим на кого-то. Реклама, как правило, коммерческий акт, ориентированный на продаже не самого товара, но мечты. Так же реклама способна создавать модель поведения. Так, например это прекрасно выражено в лозунгах американской рекламы: «Делать покупки — значит сохранять работу! Делать покупки — значит обеспечивать свое будущее! От каждой сделанной покупки становится меньше одним безработным — быть может, ТОБОЙ! Купи свое процветание сегодня, и ты будешь иметь его завтра!»

Неомифы – как форма знания миф утрачивает свою актуальность, существует как побуждение к действию. Актуализация мифа связана с его разрушением, с возникновением нового мифа, дающего новые возможности изображения человека и мира. Форма неомифа, как правило, характеризуется наличием сна, галлюцинаций, потока сознания.

Основными художественными принципами создания неомифологических текстов являются: обращение к сказочной фантастике и создание двоемирия (сказки Гофмана); использование традиционных мифов для мифологизирования современной действительности (˝Улисс˝ Джойса). В литературе XX используются культурные мифы: ницшеанский миф о дионисийской сущности человека, фрейдистская версия мифа об Эдипе.

Литература:

1. Лосев А. Ф.Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М. : Мысль, 2001 – 558 с.

2. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М. : ВЛАДОС, 2005 – 320 с.

3. Юнг К. Г.Человек и его символы / К. Г. Юнг. – М. : Серебряные нити, Медков С.Б., 2006 – 352 с.

4. Элиаде М.Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. : Академический проект, 2005 – 224 с.