Характерные черты мифа
Исследование архаических мифов позволяет отметить некоторые общие черты, присущие мифам.
Отождествление фантазии с реальностью. Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии.
Наглядно-образная природа. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.
Эмоциональная насыщенность. Миф вовлекает людей в переживание происходящих в нем событий. Миф воспринимается как реальность и требует от человека реалистичной реакции на происходящее.
Связь с магией. Миф не только формирует духовную жизнь, он имеет и практическую направленность, дает людям инструмент воздействия на окружающий мир.
Функции мифа
Главная задача мифа – превращать неорганизованный докультурный хаос в обработанный человеком космос. Миф демонстрирует не только образец мирового устройства, но и образец поведения человека в данном мировом устройстве. Таким образом, миф представляет собой своеобразный адаптационный механизм, который помогал объяснить мир, то есть привести в порядок (систему) совокупность субъективных образов мира, впечатлений о мире и о месте человека в нём.
Мифологические символы обеспечивали единство личного и социального. Следует обратить внимание на то, что миф был направлен на индивидуальную психику человека главным образом в плане приспособления индивида к социуму. Миф глубоко социален и даже социоцентричен, так как ценностная шкала определяется общественными интересами рода и племени.
Внутри общества миф так же имел особую половозрастную направленность и был направлен на конкретного представителя социума. Поэтому классификация мифов довольно разнообразна.
Антропогонические мифы – мифы, повествующие о происхождении человека.
Космогонические мифы – мифы о происхождении мира. Каждый народ вырабатывал свою трактовку происхождения мира. Так, например, для славян характерны представления о происхождении мира из частей первобога Рода Великого, а для австралийских аборигенов характерны представления о мировом яйце.
Мифы о культурных героях – повествования о первопредках, богах – мироустроителях. Зачастую они совпадают с мифами обряда инициации – посвящения во взрослые члены общества.
У многих народов присутствуют мифы эсхатологические – о конце мира, апокалипсисе. Развитые эсхатологические мифы известны у древних майя, ацтеков, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии.
Современный миф
Современная мифология отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы ХХ века выступают в качестве рационального знания, а иногда строятся по образцу теоретических концепций. В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм.
Мифы массовой культуры – создание стереотипов восприятия, сведение всего художественного многообразия к единой норме – тривиально-обыденному. Средства информации не просвещают, но манипулируют сознанием. В массовой культуре миф проявляется через создание имиджа и рекламу.
Имидж – иллюзорная форма сознания, основанная на псевдофактах, упрощенном изображении реальности. Представляет собой псевдоидеал (фирменная марка, политический лозунг). Так же имидж представляет собой уподобление предмету поклонения, веры. Как правило, имидж пассивно связан с потребительским сознанием и отвечает мечтам и интересам людей.
Реклама формирует потребительское сознание. Приобщает к коллективным ценностям – быть похожим на кого-то. Реклама, как правило, коммерческий акт, ориентированный на продаже не самого товара, но мечты. Так же реклама способна создавать модель поведения. Так, например это прекрасно выражено в лозунгах американской рекламы: «Делать покупки — значит сохранять работу! Делать покупки — значит обеспечивать свое будущее! От каждой сделанной покупки становится меньше одним безработным — быть может, ТОБОЙ! Купи свое процветание сегодня, и ты будешь иметь его завтра!»
Неомифы – как форма знания миф утрачивает свою актуальность, существует как побуждение к действию. Актуализация мифа связана с его разрушением, с возникновением нового мифа, дающего новые возможности изображения человека и мира. Форма неомифа, как правило, характеризуется наличием сна, галлюцинаций, потока сознания.
Основными художественными принципами создания неомифологических текстов являются: обращение к сказочной фантастике и создание двоемирия (сказки Гофмана); использование традиционных мифов для мифологизирования современной действительности (˝Улисс˝ Джойса). В литературе XX используются культурные мифы: ницшеанский миф о дионисийской сущности человека, фрейдистская версия мифа об Эдипе.
Литература:
1. Лосев А. Ф.Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М. : Мысль, 2001 – 558 с.
2. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М. : ВЛАДОС, 2005 – 320 с.
3. Юнг К. Г.Человек и его символы / К. Г. Юнг. – М. : Серебряные нити, Медков С.Б., 2006 – 352 с.
4. Элиаде М.Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. : Академический проект, 2005 – 224 с.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей