Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
Межкультурная коммуникация – сложный и противоречивый процесс, как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися интересом к так называемым «экзотическим» культурам и языкам. Практические потребности возникли вследствие глобализации, в результате мир стал значительно меньше – плотность и интенсивность продолжительных контактов между представителями разных культур очень выросли и продолжают увеличиваться. Эти практические потребности были поддержаны изменениями в общественном сознании отказом от европоцентрических подходов в гуманитарных науках и признанием абсолютной ценности разнообразия мировых культур. В процессе глобализации на первый план выдвигается проблема мирного существования представителей различных культурных традиций в рамках общемирового пространства. Идея диалога культур как залога мирного и равноправного существования была выдвинута М.М. Бахтиным. С его точки зрения, культуры как личности ведут друг с другом бесконечный «диалог». Каждая вовлеченная в диалог культура постепенно раскрывает заключенные в ней смыслы, рождающиеся помимо сознательной воли творцов.
Ю.М. Лотман полагает, что культура имеет коммуникационную и символическую природу. Культура есть «негенетическая» память коллектива. Вследствие чего она постоянно находится в двух срезах диахронном (символы) и синхронном (тексты). Каждое произведение искусства есть текст на каком языке: при этом текст есть не только реализация языка, но и генератор нового языка. «Диалог культур» как средство межкультурной коммуникации предполагает такое сближение взаимодействующих объектов социокультурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, но содействуют друг другу, помогая раскрыть истинные ценности каждой стороны. Культурное взаимодействие происходит вопреки и вне зависимости от множества условий. Открытость внешним влияниям, взаимодействие – важное условие для поддержания и развития любой культуры.
Поскольку коммуникация затрагивает все стороны культуры, то можно выделить множество видов диалога. Наиболее значимыми для нее оказываются следующие: со временем; с пространством (региональные культуры, мировая культура, Восток – Запад и т.д.); с природой; с Богом; с самим собой (самоидентификация); внутривидовой диалог и т.д. Исходя из типов культурных общностей можно выделить следующие уровни взаимодействия (диалога): региональный, этнический, национальный, цивилизационный.
Среди факторов влияющих на позитивный эффект межкультурного взаимодействия следует выделить следующие:
степень дифференциации принимающей культуры. Общество располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии оказывается в состоянии адаптировать к себе функционально приемлемые нововведения, не подрывая при этом основную культуру. В ходе такого взаимодействия рождается множество новых явлений культуры находящихся на стыке двух и более культур;
длительность контакта – растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и постепенное приятие, усвоение некоторых элементов культуры, соответствующих внутреннему содержанию принимающей культуры. В ходе длительного воздействия происходит постепенная адаптация и трансформация культуры, при которой последствия «культурного шока» для населения минимальны;
политические условия взаимодействия: ситуация господства или зависимости одной культуры перед другой. В ситуации не равного статуса культур, в зависимой, подчиненной культуре происходит рост культурного протеста. Это в свою очередь приводит к явлениям национализма и фундаментализма, в ходе которого нередко существующий уровень сложности культуры разрушается. То есть, происходит архаизация пространства.
«Диалог культур» – это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться на всех уровнях взаимодействия различных культур друг с другом. Современная мировая культура сегодня – сплав многих взаимодействующих культурных образований. Все они самобытны и должны находиться в мирном диалоге. «Диалог культур» предполагает плодотворное содействие, «вслушивание» в друг друга.
Выводы:
межкультурная коммуникация – это процесс общения, передачи информации, смыслов – способ существования и функционирования любой культуры;
коммуникация подвержена влиянию различных культурных ценностей, отношений и представлений;
глубокое понимание ценностей собственной культуры есть основа для восприятия ценностей другой культуры, фундамент плодотворного диалога между культурами;
диалог культур – основная тенденция современной культуры.
Литература:
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов./ А Вежбицкая - М.,2001 -. 288 с
Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник/ Т.Г. Грушевицкая, В.Д Попков., А.П Садохин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с
Каган М.С. Мир общения./ М.С Каган - М.: Сфера, 1998. – 256 с
Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: уч.пособие/ В.Г.Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе - М., 2008 – 224 с.
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация./ Т.Н Персикова - М., 2004 – 224 с.
Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации./ А.П М. Садохин. – М., 2004 - .271 с.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей