Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
С середины XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд важных изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, получившей название Возрождение (по-французски «Ренессанс»).
В узком смысле под термином «Возрождение» принято понимать возрождение античной культуры, воскрешение античного идеала красоты, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сводить эпоху Ренессанса только к воскрешению идеалов древности было бы неверно. Решающим признаком этой эпохи являлся небывалый расцвет культуры, бурный творческий подъем, великие начинания, поиски и открытия.
Экономической основой Возрождения стал невиданный до того времени подъем производительных сил, материального производства, науки и техники, связанный с урбанизацией, развитием ремесел, зарождением мануфактуры, расширением товарно-денежного хозяйства и развитием торговых связей. Преобразования в экономике привели к изменению в социально-политической и духовной жизни Европы. Все больше укрепляется бюргерство, являющееся носителем идеи независимого и свободомыслящего человека, усиливается борьба городов за самостоятельность, что, в конечном счете, приводит к складыванию монархических абсолютистских государств; усиливаются светские тенденции в культуре, способствующие ослаблению церковно-католического миропонимания; основой мировоззрения становится гуманизм, признающий личность человека высшей ценностью.
Родиной Возрождения стала Италия – непосредственная наследница античной римской культуры. Постепенно большинство стран Европы объединяются на почве идей общечеловеческого, гуманистического характера: Англия, Франция, Германия, Испания, Польша. Чехия. Расцвет культуры в этих странах в XVI–XVIIв. получил название «Северный Ренессанс».
В чём своеобразие эпохи Возрождения? Во-первых, Возрождение – это переходная эпоха, в рамках которой совершился универсальный переворот» – социально-экономический, политический, культурный от Средневековья к Новому времени. Это эпоха перехода от деревенской культуры к городской, являющейся «уже не средневековой и ещё не буржуазной. Культура Возрождения много заимствовала из эпохи Средневековья, которое ею кончалось, но многое в ней предвосхищало грядущее Новое время. Так, само понятие Возрождение имело не просто средневековое, но и прямо библейское происхождение. В Новом завете постоянно говорилось о Возрождении, о Новом духовном развитии, о появлении Нового человека. Происходит модификация средневекового сознания.
Во-вторых, эпоха Ренессанса одновременно базировалась на Античности и на Средневековье. Сами античные идеи истолковывались именно на основе опыта Средневековья. Однако гуманисты эпохи Возрождения не только не видели этой связи со средневековьем, но и противопоставляли свою эпоху эпохе христианского Средневековья. Именно они стали родоначальниками концепции, определяющей Средневековье как мрачное, фанатически религиозное варварское время. «Всё ниспровергнуто, сожжено, разрушено» - так характеризует эпоху Средневековья Лоренцо Валло.
В-третьих, становление индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности, присущее буржуазному обществу, неосознанно происходит в эпоху Возрождения в городской среде, с ее свободными и независимыми мастерами. Молодая зарождающаяся буржуазия «без роду и племени» могла уповать лишь на свои личные качества, на собственный ум, смелость, предприимчивость, которые стали цениться выше, чем благородное происхождение и знатность рода. Утверждается новая система ценностей, где особое внимание придается образованию, нравственным достоинствам человека. Антропоцентризм становится характерной чертой новой эпохи. В центр мироздания ставится не бог, а сам человек, мыслитель и творец, способный изменить мир к лучшему. Появляются яркие, титанические личности. Человек начинает занимать центральное место в иерархии земных ценностей. Рождаются представления о человеке «как о земном боге».
В-четвёртых, для эпохи Возрождения был присущ светский дух религии, с тенденцией переоценки всей культуры: оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значение обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив своё внимание на её внутренней духовной стороне.
В-пятых, произошла секуляризация культуры, сложился культ светской жизни с выраженным стремлением к чувственным удовольствиям и интересам к проблемам земного бытия.
В-шестых, происходит освобождение от власти авторитетов. Человек Возрождения мог смело критиковать признанных авторов и учения.
В-седьмых, появляется небывалый интерес к искусствам. Возрастает роль искусства в общественной жизни. Именно в искусстве достигается гармония, к которой стремится эпоха Ренессанса – гармония христианского и языческого, земного и божественного, материального и духовного.
В-восьмых, открытия в области науки (астрономии: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей; географии: Колумб, Магеллан) и техники (изобретение печатного станка, микроскопа, барометра и т. д.) стали своего рода революцией в естествознании и изменили картину мира. На смену геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая.
Таким образом, эпоха Возрождения – это особый, переходный этап истории культуры, соединивший в себе элементы и античного, языческого и средневекового, христианского и раннебуржуазного отношения к миру.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей