logo
Учебное пособие (семинары)

Переоценка ценностей

К концу ХIХ – началу ХХ в. кардинально меняется шкала ценностей. Традиционные ценности заменяются законами революционной целесообразности, классовой морали. Будущее воспринимается по-разному: утверждение заката культуры и цивилизации характерны для декаданса, устремленность в будущее, стремление к обновлению мира и человека – для авангарда. Начало ХХ в. обращается к сущностным проблемам человеческого бытия, отношению человека с Богом, Судьбой, особенно это проявляется в творчестве Л. Андреева.

Театр пытается сформировать нового человека как в телесном плане, так и в духовном, метафизическом, обличая тяготение к быту, инстинктам. Задача переделки человека, поставленная искусством, решается в революционных и социальных устремлениях.

Наряду с рациональным познанием возникает иррациональное ощущение человека, стремление передать потрясенное создание современного человека, утратившего метафизические корки, потерянного в мире без законов и норм, без правил, точки опоры, лежащей вне мира.

Человек стремится к безграничной свободе, избавлению от Абсолюта, выдвигая вместо него Историю, Общество, Классы и стремясь стать абсолютом.

Культура ХХ в. имеет множество направлений. Можно говорить о плюрализме, мультикультурной реальности. Обратимся к двум многообразным направлениям искусства и философии, наиболее полно выразившим неклассическую сущность культуры ХХ в.

Модернизм и постмодернизм как направление культуры ХХ в. Модернизм возник в конце ХIХ – начале ХХ в. Для модернизма характерны следующие принципы:

  1. Индустриализация.

  2. Дифференциация деятельности, разделение труда.

  3. Культ науки и техники; вера в НТП и социальный прогресс, стремление к господству человека над природой.

  4. Стремление к господству власти над человеком.

  5. Идея конечного развития истории; развитие утопий, ощущение

невиданного риска и опасности.

  1. Устремление модернизма в будущее.

Помимо влияния научных исканий, модернизм обращается к философско- эстетическим идеям фрейдизма, прагматизма, неопозитивизма.

Искусство модернизма выдвигает идею сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Только в искусстве создается (а не воплощается, не отражается) истинная красота. Художник уподобляется творческой силе природы; он из камня, дерева, красок создает новый мир, соединяет духовное и вещное, материальное начало.

Модернизм обращается к форме художественных произведений, он занят поиском новых художественных средств, художественных экспериментов. Модернизм создает множество художественных направлений, объединений в живописи, литературе, театре. Условно можно разделить их на три направления.

Абстракционизм, который сводил творчество к созданию беспредметных пластических, условных, ритмических композиций, вызывающих движение мысли, эмоциональный эффект, вызывающие свободные ассоциации, но не имеющие определенного содержания.

Абстракционизм понимается как высшая форма искусства, «очистившего» себя от изобразительности. С помощью композиций художники стремились передать духовное, невыразимое начало мироздания («супрематизм» К.С. Малевича, «духовность искусства» В.В. Кандинского).

Среди направления абстракционизма можно особо выделить футуризм,

как художественное направление зародился в начале ХХ в. в Италии. Футуристы выражали идеи цивилизации, идеализировали урбанизацию, индустриализацию, материальные ценности. Они отвергали каноны классического искусства, «мистические идеалы». Футуристы прославляли динамику, движение, стремились передать урбанистический хаос, ритм, звуки современного города, авиации, спорта.

Футуризм стремился создать невиданное искусство будущего. Для личности футуризма характерна активность, переходящая в агрессию. Футуристы отвергают сдержанность, обыденную реальность и «общественные вкусы». Футуристы стремились к эксперименту в литературе, живописи, музыке, театре.

Русские футуристы (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, В. Хлебников, В. Каменский) занимались творчеством в области художественных средств литературы и языка. Они создают «заумь», отказываясь от коммуникативной функции языка, возможности понимания, делая упор на выразительных средствах языка.

Футуристы стремятся к отказу от множества ценностей: этических, эстетических, политических, социальных, примыкая к определенным партиям и социально-политическим движениям. Искусство футуризма ставит целью не познание мира, а творчество нового мира, новой реальности.

В Италии основатель футуризма Ф. Маричетти обращается к разрушительному началу, восхищается подавлением человека машиной.

«Мы хотим прославить войну – единственную гиену мира – милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов, прекрасные идеи, обрекающие на смерть, и презрение к женщине». «Идеал» футуристов – социальные утопии. Они представляли себе будущее как торжество машинной цивилизации.

Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира.

Одним из основателей кубизма является П. Пикассо. В 1906–1907 гг. П. Пикассо испытывает разочарование в идеях гуманизма, в способности искусства в решении душевных проблем человека. Он считает, что живопись способна лишь создавать пластические образы.

В это время он обращается к архаической скульптуре, его привлекает ее брутальность; он разрабатывает геометрические основы формы, которые стали основой кубизма.

«Авиньонские девицы» – природа подвергается геометрической деформации. Картина постепенно превращается в узор геометрических элементов, сквозь которые проглядывает изображение, например, лицо человека.

Пикассо также отрицает коммуникативную функцию искусства, возможность его понимания. «Всякий хочет понимать искусство. Почему не пробуют понять пение птиц?» (П. Пикассо).

Конструктивизм. Рационалистское течение находит свое утилитарное значение в конструктивизме. Движение конструктивизма (в частности советских конструктивистов) вдохновлялось идеей преобразования хаотичной предметно-чувственной средой в духе рационалистско-утилитарной эстетики согласно логически-четким нормам геометричной правильности. Эта идея наиболее полно отвечала идее индустриального прогресса и урбанизации. Наиболее полной эта программа реализовалась в архитектуре и графическом дизайне, способными на деле перестраивать реальную среду в строго организованное пространство.

Архитекторы (Ш.Э. Ле Корбюзье) выдвигают проекты универсальной среды человеческого существования, создают новую мебель и целые интерьеры.

Архитектурные и полиграфические проекты различных художников обращаются к сочетанию металла и стекла, геометрических фигур, передаче динамических ритмов, превращают скульптуру в движущуюся модель («мобили»). В творчестве художников-конструктивистов происходит столкновение человека и машинной, урбанистической среды. Среда поглощает человека, подчиняя его своим ритмам, несмотря на стремление к гармонии человека и современного мира (Ф. Леже).

Иррациональные течения. Возникают в 20-е г. ХХ в., когда творческая деятельность модернизма, стремящаяся к разрушению ради создания нового мира и человека, в какой-то мере исчерпала себя. Новые течения модернизма стремятся к активному воздействию на мир, проявляют склонность к агрессивности и жестокости по отношению к человеку. Иррациональные течения внушают человеку мысль о том, что мир абсурден, бессвязен и бессмыслен, и пытаются вмешаться в человеческую жизнь.

Дадаизм возник в 1920 г. в Швейцарии.

  1. «dada» – слово, не имеющее значение, бессмыслица.

  2. «dada» – игрушка, детская лошадка; детский лепет.

Дадаизм выражал протест против Первой мировой войны, отвращение к порядку жизни, утверждал бессмысленность жизни, пессимизм.

Дадаизм отрицал значение мировой культуры, традиций, ценностей, искусства. Для дадаизма был характерен нигилизм, отсутствие идеалов и положительной эстетической программы. В эстетических поисках дадаисты обратились к коллажу и фотомонтажу.

Сюрреализм возник в 20-е г. ХХ в. во Франции.

Идейно-художественная концепция сюрреализма утверждает призрачность жизни, мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия, личность и общество как воплощение темных сил.

Сюрреализм находит свое выражение в живописи (Р. Магритт, С. Дали), поэзии (П. Элюар, Л. Арагон, А. Бретон, П. Валери), театре (А. Арто), кино (Л. Бунюэль). Философскими предпосылками сюрреализма являются идеи непознаваемости мира (агностицизм) и особенно идеи фрейдизма. Предшественником сюрреализма считается Босх, а также фантастические, странные, иррациональные идеи романтизма.

Искусство сюрреализма стремится создать новую реальность, утверждает относительность мира и его ценностей. Хаотичному, безумному миру соответствует хаос формы, художественное мышление.

Состояние человека ярче всего проявляется в снах, фантазии, сумасшествии. Сюрреализм обращается к практике психоанализа (С. Дали называл свой метод «критически-параноический»). Личность движется фрейдистскими комплексами. Сюрреализм отказывается от социальных, нравственных, эстетических ценностей.

«Театр жестокости» – А. Арто стремится к воздействию на зрителя, чтобы вырваться из реальности, обыденности и обратиться к «сверхреальному» миру, мистике, экзотике.

Экспрессионизм обращается к драматическим противоречиям жизни 1910–1920 гг., трагизму существования человека, его сопереживаниям, эмоциям, страстям. В центре экспрессионизма – личность, которая находится в дисгармоничном мире.

Первая мировая война, жестокость, смерть, экономический и политический, а также духовный кризис нашли свое выражение в философии (прежде всего «Закат Европы» О. Шпенглера). Экспрессионизм стал художественным выражением этого кризиса.

Экспрессионизм отрицательно отнесся к техническому прогрессу, отчуждению людей. Произведения экспрессионизма проникнуты тревогой за человека, существующего в мире хаоса. В живописи и графике экспрессионизм проявился в сочетании натурализма и идеальных начал (Э. Мунк). Символом экспрессионизма является картина Э. Мунка «Крик», выражающая протест против бесчеловечного мира, страдания и ужас человека в дисгармоничном мире.

В музыке экспрессионизм нашел свое выражение в творчестве И. Стравинского, Б. Бартока, в литературе: А. Рембо, А. Ю. Стриндберга, Ф. Кафка.

Ф. Кафка обращается к миру хаоса, где человек обречен на непонимание, разобщенность, одиночество. Мир обречен, поскольку действительность разрушает в человеке все человеческое. В литературе и философии модернизм находит свое выражение в экзистенциализме (exist, existence – существовать, существование). Концепция существования человека, его места в мире, поиски абсолюта, отношение человека к богу. Человек сам выбирает свое существование, обладая свободой и ответственностью.

Существует атеистический экзистенциализм (Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Де Бовуар) и христианский экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Н. А. Бердяев).

Ж. П. Сартр утверждает ценность человеческой личности, высшее значение свободы, которая не опирается ни на какие ценности. Личность, живущая только для себя, жизнь человека кончена. Жизнь человека абсурдна, алогична.

Экзистенциализм, сюрреализм и экспрессионизм находят свое выражение в театре абсурда (С. Беккет, Ионеску), утверждающего мир алогизма, бессмысленность, показывающего человека в его кризисном состоянии, утерявшего твердую опору под ногами.

Религиозный экзистенциализм, основателем которого является Г. Марсель, утверждает трансцендентное начало, неподвластное времени, которое способно победить время и смерть. Присутствие бога противопоставлено миру обладания, миру вещей, ради которых забываются высшие ценности. Христианский экзистенциализм рассматривает свободу не только как право распоряжаться самим собой, эгоцентризм. Свобода немыслима без служения и самоотверженности, любви, обращенной не на себя, а на другого человека. Обращение к высшим ценностям дает человеку надежду, а не отчаяние.

Модернизм завершает свое окончательное формирование в ХХ в. Уже в это время появляются идеи антимодернизма, развиваются идеи реализма, национальные традиции.

После Второй мировой войны появляется постмодернизм, окончательно он оформляется как направление в искусстве и философии в 70-е г. Постмодернизм пересматривает основные идеи модернизма, критика модернизма отличается противоречивостью, наличием антиномий.

1. С одной стороны, постмодернизм выступает против индустриализации, механичности, машинности в культуре модернизма; с другой стороны, на развитие искусства и философии постмодернизма решающее влияние оказали электронные СМИ, развитие информационного общества. Постмодернизм критикует модернизм за сосредоточенность на материальном, но искусство постмодернизма полностью зависит от звуковых и световых эффектов, которые невозможны без высокого уровня развития техники.

2. Постмодернизм критиковал модернизм за противоречия между массовой и элитарной культурой, за сложность искусства, отрыв его от обычного человека. С другой стороны, сложность языка философии постмодернизма, вычурность, особая «техничность» постмодернизма делают его еще более элитарным.

Постмодернизм в философии (Ж. Бодрийяр, Ж. Батай, Ф. Лиотар, Делез, Гваттари) продолжает переоценку ценностей: критикуется идея антропоцентризма, европоцентризма, логоцентризма, преобладания мужского начала над женским. Впрочем, возникает ощущение исчерпанности философии и искусства и обращение к прошлому, его реконструкции («Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны» С.С. Аверинцев).

Постмодернизм утверждает равноценность культур, проявляет интерес к культурам Востока, Африки, Латинской Америки и т. д. Постмодернизм отвергает значение центра как в картине мира, в искусстве, так и в политике. Отвергается идеология и практика власти, насилия в пользу ценностей плюрализма, диалога, мира и согласия (в реальности постмодернизму соответствует период терроризма, глобализации, отчуждения людей друг от друга).

Постмодернизм отрицает значение цивилизации, происходит восхваление хаотического пристрастия к вину, эротике, восхваление инстинктивного начала в человеке.

У. Эко говорит, что постмодернизм имеет главной целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений: реализма и ирреализма, формы и содержания, элитарного и массового искусства.

Основные принципы постмодернизма: плюрализм, неясность, неопределенность, всеобщая амбивалентность. Постмодернизмом называют «дух времени радикального плюрализма», т. е. всеобщая, всепоглощающая множественность взглядов, теорий, концепций, который объединяет все, что произошло после модернизма в разных видах человеческой деятельности: философии, искусстве, социологии, экономике, политике. Для постмодернизма характерна идея хаокосмоса (вместо космоса в классической культуре), в котором отсутствуют ценностные ориентиры. Теоретики и практики постмодернизма утверждают «максимальную энтропию»; фрагментарность, мозаичность. Для объяснения сложной «бесструктурной структуры» современного мышления и творчества постмодернисты используют понятие – метафору «ризома» (т. е. корневище без корня, без центрального корневого побега). В традиционной классической культуре символом было Древо: Древо жизни, Древо познания добра и зла, Мировое Древо; постмодернизм выступает против всех канонов, авторитетов. Хотя постмодернизм иногда пытается вернуться к классике и восстановить связь времен, но эти тенденции не выходят за границы стилизации и эклектики. В качестве стилистических цитат применяются мотивы готики, барокко. Выдвигается идея диалога культур, в частности Востока и Запада; гибридизация, смешение, скрещение разных жанров искусства, заимствование, плагиат, что характерно для эпохи, которая не обладает собственным содержанием. Возникает коллаж вместо целостного стиля. Он является защитной реакцией на деградацию художественности, потерю целостности мироощущения и мировоззрения, ирония; принцип романтизма становится всеобъемлющим качеством создания постмодернизма, который обращается с иронией к общечеловеческим ценностям, вечным темам, вневременным сюжетам. А. Белой назвал иронию болезнью ХХ в. Можно отнести эти слова и к ХХI в.; ирония тесно взаимосвязана с игрой. Игра как опровержение самого себя, парадоксальность. Стремление мыслить творчество как игру, любовь как игру (игра широко используется в психологии). В соответствии с концепцией Й. Хейзинга игра превращается в некий суррогат; постмодернизм говорит о «смерти автора» в литературе, а далее говорит о «смерти субъекта», традиционного Я. Личность перестает быть центром мысли и переживания. Человек утрачивает свою целостность, стержень, состоит из обрывков действий, слов, снов. Возникает проблема утраты самоидентификации личности, особенно это характерно для молодежи, которой трудно сформировать себя в условиях плюрализма ценностей и мульти- культурной реальности. И если модернизм обращается к глубине человека, поиску высоких религиозных, философских ценностей в какой-то новой форме (например – символизм), пробует передать духовность изобразительными средствами (супрематизм), то постмодернизм обращается к повседневности, утрачивает вертикаль человеческого существования; искусство постмодернизма полностью утрачивает понятие реальности. По определению Ж. Бодрийяра, «симулякр» – не просто «обманывая видимость», а «копия без оригинала». Реальность заменятся виртуальной реальностью, конструированием псевдовещей.

Утрата реальности, ориентиров, ценностей приводит к ощущению абсурдности человеческого существования, случайности жизни и смерти, пониманию человека как игрушки в случайном, неопределенном мире. Постмодернизм воспринимается как культура переходного периода.

Таким образом, культура ХХ в. характеризуется сложностью и многообразием. Для нее характерны безграничная вера в НТП, который заменил религию, и глубочайшее разочарование в способностях науки в познании и изменении мира; эта эпоха величайших преобразований и необычного риска, опасности, ставящего человечество на грань катастрофы.

Культура ХХ в. – это взлет творчества, героизма, любви, но это и период антропологической катастрофы, особенно ярко выразившейся в постмодернизме. Для культуры ХХ в. характерно множество стилей, направлений в искусстве, создание новых видов и жанров искусства, различие массовой и элитарной культуры, поиски новых начал в философии, новых форм в искусстве. Культура ХХ в. стала основой информационной эпохи с ее перспективами и проблемами, поставила проблему свободы человека в условиях неопределенности. Переоценка ценностей не закончилась. Она требует своего решения.

Литература

  1. Бореев Ю. Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М. : Астрель, 2005 – 157 с.

  2. Власов В. Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм / В.Г. Власов, Н.Ю. Лукина. – СПб. : Лань, 2005 – 309 с.

  3. Матвейчев О.Суверенитет духа / О. Матвейчев. – М. : Эксмо, 2009 – 448 с.

  4. Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста/ сост. А. Ю. Ашкеров. – М. : АСТ, 2004 – 348 с.

  5. Фукуяма Ф.Великий разрыв / Ф. Фукуяма. – М. : АСТ, 2003 – 603 с.

1Булкагов С.Свет невечерний. – Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.

1Слово «непосредственность» по отношению к театру взято в кавычки, потому что в любом художественном взаимодействии есть посредник: актер общается со зрителем при помощи своего персонажа, если только не предусмотрено личное общение актера со зрителем, когда он во время спектакля «выходит» из роли.

21Толковый словарь русского языка. – Л.: Просвещение, 1981. – С. 376.

3 Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1990. – С. 363.

4Рыклин М. Искусство как препятствие. – М.: Изд-во «AdMarginem», 1997. – С. 12.

5 Там же. – С. 192.

6Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. С. 76.

7Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. – М., 1977. С. 111 – 112.

8 Брагина Л.М. Альберти - гуманист //Леон Баттист Альберти. – М., 1997. С. 38.

9 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1990. С. 186.

10 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелем и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992. С. 197.

11 Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1976. С. 134.

12 Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1976. С. 151.

13Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1976. С. 126.

14 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992. С.; 1992. С. 298.

15 Конрад Н.И. Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993. С. 44.

16«клали требы» – приносили жертвы

17 Лихачев Д.С. «Раздумья». – М., 1991. С. 82-83.

18Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983. – С. 158, 159.

19Ключевский В.О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. – М., 1964. С. 278.

20 Соловьев В.С. Сочинения. Том 2. С. 577.

21 Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифамия Премудрого. – М., 1962. С. 83.

22Трубецкой Е. Умозрение в красках. С. 26.

23Трубецкой Е. Умозрение в красках. С. 14.

24 Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. С. 129.

25 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. – СПб., 1992. Т. I. С. 68.

26Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. //Вехи. Свердловск. 1991. С. 25.

27 Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции. «О России и русской философской культуре». С. 418.

196