logo
Учебное пособие (семинары)

Разумное устройство общества. Вера в прогресс

С одной стороны, система разумного эгоизма, с другой, протестантская этика предполагают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства. Так же, как и моральные нормы, государство считается теперь не с божественным установлением, а результатом общественного договора.

Философ XVII в. Томас Гоббс один из первых выдвигает теорию общественного договора. Возникновение государства описывается как заключенный между гражданами договор о том, чтобы повиноваться той власти, которая будет избрана большинством. Необходимость в общественном договоре объясняется Гоббсом природой людей. В догосударственном естественном состоянии все люди равны, все хотят сохранить свою жизнь, свободу и собственность, все хотят получить власть над другими. Это состояние оказывается состоянием войны всех против всех. Чтобы избежать самоуничтожения, люди объединяются в общины, каждая из которых подчиняется центральной власти. Правда, если власть не способна обеспечить безопасности жизни и собственности, граждане получают право сопротивляться этой власти. Это проявление разумного эгоизма и в отношении к государству.

Главный недостаток теории общественного договора состоит в допущении того, что интересы всех граждан одинаковы. Этот недостаток «исправляется» в XIX в. теории К. Маркса о разделении общества на классы, о классовой борьбе. Тем не менее, эти теории естественного происхождения государства направлены против теорий божественного происхождения власти или объяснения власти государя отеческой властью над детьми. Принцип наследования власти, хотя и не отвергался полностью, все же значительно ограничивался.

Реформация выдвигает на первый план индивидуальные отношения человека с Богом, индивидуальную веру человека. Из этого индивидуализма вытекает и провозглашение равенства людей в вопросах веры: каждый имеет право на истолкование Священного Писания и священство. Без этих положений протестантизма не было бы и светского либерализма, не было бы и теорий естественного права и общественного договора, главной предпосылкой которых является изначальное равенство всех людей и безусловная ценность свободы.

Согласно либеральному мировосприятию условием процветания выступает частная собственность, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Общества XIX в. как раз и начали радеть о свободе человека, правах каждого гражданина государства. В XIX в. либерализм развивается. Но появляются новые политические теории, противостоящие либерализму. Однако и в них свобода является главной ценностью. Появляется анархизм. Оценивая идеалы Просвещения, русский анархист М.А. Бакунин говорит, что просветители создали новый идеал абсолютной свободы, но этот идеал содержит в себе неразрешимое противоречие: политическая свобода без экономического равенства и вообще свобода в государстве есть ложь. Речь идет о том, что организация в обществе должна идти снизу – от фактов, от самой жизни народа. Только государство, созданное «путем самостоятельных и совершенно свободных соединений», может гарантировать гражданам свободу и справедливость.

В XIX в. появляется и социализм, который и в его первоначальном «утопическом» варианте (развитом А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном) и в последующих модификациях, вплоть до научного коммунизма (К. Маркс), шел дальше в требовании обеспечения полной социальной справедливости, условий достойной жизни для всех людей, достижения социального равенства.