logo
Учебное пособие (семинары)

Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.

Исследование одной из наиболее актуальных проблем современности – проблемы взаимодействия общества и природы в условиях глобального экологического кризиса, позволит акцентировать внимание будущих технических специалистов на ответственность за принятие важных инженерных решений и осознать роль инженера в решении современных экологических проблем и сохранения природы.

На разных этапах истории люди по-разному нуждались в природе и видели её по-разному, создавая те её образы, которые отвечали степени развития цивилизации. В этих образах (мифологических, религиозных, художественных…) они неизменно познавали себя через природу и природу через себя, соотносили себя с ней.

Что же мы понимаем под природой? В справочниках понятие «природы» толкуется в различных значениях, в том числе как:

Действительно, человек – единственно живое существо, способное выделить себя из всей окружающей природы, превратить её в объект своего изучения. В борьбе против «подавляющей мощи природы» люди и создали культуру. «…В конце концов, главная задача культуры, её подлинное обоснование – защита нас от природы» (З. Фрейд).

В то же время природа непосредственно воздействует на человека, влияя на формирование национального характера, культурного архетипа. Как носитель культурных традиций она соединяет поколения; формирует этические и эстетические идеалы; является символом восприятия жизни, мира, Родины; способствует совершенствованию человека, его очищению; учит ответственности за «братьев меньших», обеспечивает жизнедеятельность человека; является основой для творческого вдохновения писателей, художников, музыкантов.

Изучение природы никогда не было чисто абстрактным, оно всегда совпадало с её практическим освоением, использованием её благ. Менялся человек и менялось его отношение к природе как к среде обитания, на разных этапах истории человечества.

В эпоху первобытности слитность человека с природой ещё не была нарушена. Человек не просто жил за счёт природы, но и чувствовал себя её неотъемлемой частью.

В эпоху древних цивилизаций религия и философия стремились закрепить и обосновать это единство.

В средние века начинает осознаваться новое потребительское отношение к природе. Его истоки закладываются в христианской традиции, по которой человек был сотворён по образу и подобию Божьему, а природа создана для человека. Человек всё больше выступает в роли хозяина природы.

Великие географические открытия эпохи Возрождения, исследования в области астрономии, механики изменили представления о мире. Мир предстаёт сложным механизмом, человек отделяется от природы, а природа становится объектом человеческого знания и способом удовлетворения материальных потребностей. Моральное освобождение личности, освоение новых земель, технические достижения разбудили частную инициативу. Всё это способствовало перестройке всего хозяйственного уклада общества, росту промышленности, демократизации общества, появлению капиталистических государств.

В эпоху Нового времени окончательно формируется сугубо утилитарное отношение к природе, «деятельная борьба с ней», стремление в возможно короткий срок «взять у неё всё, что возможно». Если в обществе действовала система запретов – норм права и морали, то в отношении природы «всё было дозволено», правомерны были любые действия, если они сулили прибыль. Природа перестала считаться храмом. Человек стал считать себя её господином.

Потребительское отношение общества к природе подтолкнуло научную общественность по-новому взглянуть на эту проблему и выявив их глубокую взаимосвязь. «Человек и культура неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает» (А. де Бенуа). «Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчиняется её законам» (П. Гольбах). «Не будем, однако, слишком обольщаться относительно побед человека над природой. За каждую такую победу она мстит нам… Каждая такая победа приносит ожидаемые результаты, но и оказывает... различные непредсказуемые эффекты, перечёркивающие зачастую всё положительное» (Ф. Энгельс).

Негативные последствия не заставили себя долго ждать. Человечество уже в XX в. вступило в эпоху глобального экологического кризиса.