logo
Учебное пособие (семинары)

Понятие классики и современности.

Что же считать вечным в культуре?

Прежде всего – элементарные знаковые системы, языкикультуры: определенный набор международной математической символики, формулы, нотная грамота, стихотворные размеры, архитектурные ордера и т.д. Следующий слой вечного в культуре связан с законами науки, образами искусства, общечеловеческими нормами морали. Более высоким уровнем вечного являются культурные программы и парадигмы, определившие основу мировоззрения. Например, такие направления, как классицизм и романтизм в культуре Нового времени. Наконец, наиболее глубоким слоем вечного в культуре является то, что называетсякультурным универсумом. Это целые эпохи истории мировой культуры во всем их своеобразии: культура античности, Возрождения, Просвещения и т.д.

Противостоит классическому уровню уровень современной культуры.

Этот уровень определяется изменчивостью вечного – возможностью интерпретации вечных ценностей в соответствии со временем и местом актуальной культуры.Термин актуальной культуры применяется для характеристики той культуры, которая функционирует в настоящем, в данный момент. Включает в себя явления культуры, возникшие в разные эпохи. Современный уровень культуры так же состоит из нескольких слоев: 1. небольшой слой великих творений культуры, сохраняющих свою актуальность независимо от времени создания. 2. бессмертные, непреходящие ценности национальных культур. Они определяют специфику культуры, являются ее визитной карточкой. 3. преходящие ценности актуальной культуры, сохраняющие свою актуальность только в конкретное время и для конкретного народа. Как правило, они отражают специфику «сегодняшнего дня» культуры, подчеркивают важные моменты сиюминутной жизни общества. Выполнив свою культурную миссию, они уходят в небытие. Эти ценности делятся на две группы. Часть из них принадлежит всей национальной культуре, другая же, несравненно большая, является достоянием той или иной субкультуры внутри актуальной национальной культуры.

Каждая субкультура представляет собой определенную систему норм и ценностей, которая отличает ту или иную группу от более широкого сообщества: образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;манера поведения - особенности невербального общения (экспрессия, мимика, пантомима, походка),сленг - специфический словарь и его использование.

Выделяются следующие типы субкультуры: негативные - отклонение от норм актуальной культуры;позитивные - модификации в соответствии с возрастными, профессиональными, классовыми и другими особенностями тех или иных групп людей;этнические - “маленькие” народности внутри общества.

Элитарная культура высший слой, управляющий культурой и развивающий ее. В концепции испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, элита противопоставляется массе. Элита – это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. Элитарная культура создается профессиональными творцами по заказу привилегированной части общества. Представляет собой принципиально закрытое общество, обладающее духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Различаютсяполитическиеи культурныеэлиты. Политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию.

Основные черты элитарной культуры:

– способность к созданию культурных феноменов;

– обладание знанием и умением (талант):

–стремление к самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира.

Система ценностей

общество

человек

искусство

Творчество и самореализация в любой сфере деятельности

Творческое меньшинство

Не измеряется социальным экономическим положением

Личность, стремящаяся к самосовершенствованию. Требователен к себе.

Новационное, имеет скрытый смысл. Искусство ради искусства.

Приоритет классики.

Массовая культура. Название «массовая» применительно к культуре имеет несколько смыслов. Анализ «массы» также сделал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Причиной появления массовой культуры мыслитель считает низкое качество цивилизации и культуры. С другой стороны, низкое качество культуры воспроизводится заинтересованными людьми. Человек массы чувствует себя комфортно, находясь среди таких же стандартных людей. На уровне психики для человека массы характерно отсутствие уникальности и ответственности. Поведение масс стихийно, импульсивно. Масса не способна творить культуру, она лишь потребляет стандарты. Массовая культура связана с развитием массового производства и развитием средств массовой информации, противостоит элитарной культуре, обладает открытостью, апеллирует к архетипическим образам.

Основные черты:

– доступность

– развлекательность

– китчевость

– зрелищность

Система ценностей

общество

человек

искусство

Быть как все.

Развлечение.

Приоритет «игры» - ребячество.

Симуляция.

Толпа, масса. Культура лишена национального признака. Унификация.

Потребитель

Много требует от других.

Доступно для общего потребления.

Китч – подделка.

Ридердайджест, комиксы, поп-культура.

Народная культура – особый уровень культуры, состоящий из двух пластов. Первый пласт связан ссоциальной памятью – памятью о событиях прошлого, но прошлого сохраненного и воспроизводимого в настоящем. Это проекция событий прошлого на экране современности. Социальная память обладает:

1. Селективностью – возможностью отбирать именно те события, которые важны для народа сегодня.

2. Мифологизированностью – следы событий в памяти народа не тождественны реальным событиям. Они деформированы ценностным отношением социальной общности к объекту памяти.

3. Социальной направленностью – у разных классов память об одном и том же событии противоположна.

4. Пунктирностью – нет четкой хронологии. Реальное время часто заменяется мифологическим.

5. Эмоциональной насыщенностью.

6. Устойчивостью. Социальная память – память всего народа, способна передаваться от поколения к поколению. Выступает средством оценки народом социальной значимости тех или иных событий.

Второй пласт связан с особенностью переживать действительность – с народным смехом. Народная смеховая культура проявляется в народных празднествах, народной речи, пародийных произведениях. Анализ народной смеховой культуры очень подробно описал М.М. Бахтин в своей работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». М.М. Бахтин выводит три основные формы смеховой культуры:

1. Обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.);

2. Словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода: устные и письменные, на латинском и на народных языках;

3. Различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, народные блазоны и др.).

Все эти три вида форм, отражающие – при всей их разнородности – единый смеховой аспект мира, тесно взаимосвязаны и многообразно переплетаются друг с другом. Организованные на начале смеха, они чрезвычайно резко, можно сказать, принципиально, отличались от серьезных официальных, церковных-государственных культовых форм и церемониалов. Они давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь.

Основные черты смеховой культуры:

– всенародный характер;

– отсутствие какой-либо иерархии и правил;

– праздничность

Система ценностей

общество

человек

искусство

Традиция и каноны

Не имеет структуры.

Имеет национальный, этнический признак

Часть своего народа, общества, государства.

Народные промыслы, фольклор.

Официальная культура – культура, заданная правящей элитой. Выражается в поддержании и пропаганде существующей идеологии. Система ценностей, поддерживаемая большинством и правящей властью.

Основные черты:

– основывается на господствующей идеологии, религии;

– имеет определенную территорию;

– содержит официальный язык, атрибуты (гимн, флаг и т.п.)

Официальная культура предполагает наличие строгой социальной иерархии и порядка, протокол. Часто официальной культуре противостоит народная культура и контркультура.

Система ценностей

общество

человек

искусство

Центральная (национальная) идея: Религия, идеология

Строгая социальная иерархия

Патриот. Служащий государству

Имеет идеологический (религиозный) характер

Контркультура– смена парадигмы, ценностной установки. Контркультурапротивопоставляетсебя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Литература:

  1. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В. Костина. – М. : Едиториал УРСС, 2005 – 352 с.

  2. Дубин Б. Классика после и рядом Социологические очерки о литературе и культуре/. Б. Дубин. – М. : Новое литературное обозрение, 2010 – 345 с.

  3. Кравченко А.И. Социология культуры / А.И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2007 – 512 с.

  4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М. : АСТ, 2003 – 509 с.

5. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. – М. : Ультра, 2003 – 368 с.