Искусство итальянского Возрождения
Классическим выражением ренессансной культуры было искусство итальянских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:
I этап – Проторенессанс кон. XIII – нач. XIV – вв. связан с именами Данте Алигьери (1265–1–321) и Джотто де Бондоне (1266–1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утверждает идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвышению мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.
Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Оплакивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому отображению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим не доступно. Он принес естественное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз, – так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти11. Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентийские художники только подражали его манере письма.
II Этап – Раннее Возрождение – XV в. Происходит новый взлет в искусстве в направлении утверждения реализма и преодолении средневековой традиции. Это было уже искусство новой эры – эпохи Возрождения. Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они воплотить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». На смену грозных, мрачных феодальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общественного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).
Художник Мазаччо (1401–1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объемность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоинство12.
В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (1313–1375). В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жизненные стремления и идеалы передовой части общества.
III Этап – Высокое Возрождение – конец XV–1 половина XVI вв., золотой век Ренессанса. Несмотря на краткость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творения титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (14S3–1520), Микеланджело (1475–1564), Джорджоне (1476–1510), Тициана (1477–1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального. Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна Лита», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь земная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).
Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчестве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человека и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страшный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.
Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искусством стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений.
IV этап – Позднее Возрождение – II половина XVI в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гармоничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в произведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).
Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма, и ее искусство – это все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено именами Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Тинторетто (1518–1591) – последних из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще и не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинторетто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей