logo
Учебное пособие (семинары)

Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)

Как мы уже говорили, в средневековой культуре принято выделять три главных структурных сословных элемента: культуру трудящихся – профанную или народную культуру, культуру воюющих – рыцарскую культуру и культуру молящихся – религиозно-монастырскую культуру.

Религиозно-монастырская культура.Христианизация варваров, расселившихся по территории Западной Европы, осуществлялась на протяженииV–IXвв. христианами-проповедниками и христианскими общинами, сформировавшимися в Древнем Риме. К началу средних веков существовалоVнаиболее крупных общин: Римская, Александрийская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская. Во главе каждой из этих общин стояли патриархи. В Западной Европе наиболее авторитетной и многочисленной была римская община. Во времена империи римской общиной управляла коллегия епископов. Самым известным римским епископом был апостол Петр, распятый римскими властями (на месте его распятия сегодня возвышается собор Святого Петра в Риме). Патриарх римский Лев 1 Великий получил титул Папы Римского католической церкви за духовный подвиг организации военного сопротивления жителей города Рима войскам наступающих варваров и организации продовольственного снабжения Рима в условиях военной осады: в 452 г. – от гуннов с Атиллой и в 455 г. от вандалов с Гейзерихом.

Монашество возникло после того, как христианская церковь была признана Римом в качестве официальной религии в IV–Vвв. Монахи искали одиночества как способа избегнуть общественных искушений и мирских забот, а также как способа протеста против общественного признания христианской церкви, ставшей благополучной и иерархически выстроенной.

Западное монашество опиралось на идеи апостола Павла о том, что «человек не связанный земными узами, открыт узам Христианской веры», а также на проповеди Иисуса о том, что «в Царствие Божьем не женятся, не выходят замуж; не вступившие в брак станут свидетелями Царствия Небесного».

Монахи играли определенную роль в поддержании самой веры. Монахи проповедовали религию более внутреннюю, более личную, в большей степени соответствующую требованиям нравственности. Их личный пример должен был способствовать обращению согрешившего человека к раскаянию и исповеди. Также в сфере монашеской жизни складываются основные идеалы христианства, дающие «четкое направление к цели вечного спасения». Такими идеалами являлись: бедность – по сути, идеал бедности – это идеал свободы, независимости, отказ от стремления к присвоению чужой собственности, который выражался в миротворчестве, добровольном пацифизме тех, кто не хотел в порочный круг насилия (паломники, монахи, клирики, кающиеся грешники); целомудрие – обет целомудрия возник только в XI–XII вв. и его сущность заключалась не в борьбе с искушением, а в том, как удалиться от причины искушения; жизнь в молитве – молитва позволяет человеку вступить в общение с Богом, является для молящегося средством либо приблизиться к Богу, либо понять, насколько лик Бога остается далеким, «глубинным, неясным, безличным»; покаяние и дисциплина – во всех этих случаях провинившийся раскаивается в грехах. Покаяние означало обращение к Богу, раскаявшегося человека, удаление от греха, но не искупление вины. Дисциплина понималась как следование установленному правилу и как средства, необходимые для того, чтобы учить и направлять людей.

Практически вся церковная культура вплоть до конца XII в. находилась в сильной зависимости от монашеского влияния. Монастыри являлись центром развития таких искусств, как миниатюра, поэзия, скульптура, архитектура, музыка. Также монахи являлись распространителями теологии, духовной литературы, народного языка. Существовали и воинствующие ордена, участвующие в крестовых походах в святую землю.

Церковь обеспечила единство культуры средних веков, задав направление движения времени от Сотворения мира до Страшного суда и характеристику пространству: разделив его на сакральное – божественное, небесное, церковное, и профанное – земное, грешное место жизни простых людей, а также выделив такие значимые места, как Ад и Рай.

Церковь выстроила систему морально-нравственных оценок поведению людей как греховных, так добродетельных, и сформировала набор примеров человеческого поведения, воплотивших церковный нравственный идеал в лице Святых, возвела нравственность в культ, сделала жизнь по христианским заповедям религиозным долгом каждого человека.

Церковь использовала сформировавшуюся в античном искусстве систему выразительно-изобразительных средств и символов для оформления своих культов, обрядов и ритуалов.

Светская культура

Исторический смысл средневековой культуры заключается в развитии феодализма. Все отношения строятся в зависимости от владения землей. Возникают новые социальные связи: вассальные – юридические отношения землевладельца и землепользователя и сеньориально вассальные – отношения личностного характера, предполагающие служение господину, с одной стороны, и обязанность сеньора защищать имущество и жизнь вассала – с другой.

Обязанность защищать не только свои владения, но и жизнь своих подданных приводит к возникновению особой замковой культуры, а с ней и нового сословия – рыцарства.Рождение рыцарского сословия историки относят к концу раннего средневековья –VII–VIIIвв. Называют три основных пути формирования рыцарства. К.-Ф. Вернер считает, что рыцарство происходит от сохранившихся римских военно-административных структур и традиции передачи оружия при вступлении в должность на государственной или военной службе. Ж.Ле. Гофф описывает рождение рыцарства из германского военного института, где вручение оружия юноше было признанием совершеннолетия, право носить оружие символизировало свободу, а важнейшей жизненной ценностью становилась война. Традиции формировать вооруженные силы правителя из профессиональных воинов укреплялись военными победами и завоеванными богатствами. Американский культуролог Л. Уайт пишет о рождении рыцарства из феодалов-землевладельцев. Поскольку разными были пути формирования рыцарства, то и разными изначально были нравственные нормы, которым следовали рыцари. Рыцарский этос – это синтез военной милитаристской системы ценностей и христианских нравственных устоев. Для того чтобы добиться этого синтеза, Церкви пришлось приложить не мало усилий. Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом, для которого было необходимо отрешиться от самого себя, т. е. человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истины и справедливости. Рыцарство строилось на строгой иерархии и представляло собой особую систему воспитания, состоящую из трех ступеней – паж, оруженосец, рыцарь. Рыцарь устремлялся в неизвестное на поиск подвигов, в которых подтверждал свое соответствие высокому званию. Таким образом, система воспитания рыцаря становилась настоящим путем духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности, любви и мужества приводили к полному преображению человека. Рыцарь в эпоху средневековья исполнял несколько социальных ролей. Прежде всего, это был воин, участник крестовых походов, ревнитель церкви. Война – смысл жизни рыцаря, и будучи посвященным в это звание, он становился воином Божьим. Рыцарство предполагало не только определенный образ жизни, но и определенный этикет. В общем виде рыцарский кодекс базируется на трех основных принципах: верность данному слову, порядочность в отношении с людьми, великодушие, помощь Церкви и защита ее добра. Рыцарь должен был обладать такими качествами, как искренность, доброта и благородство сердца, набожность и умеренность, отвага и физическая сила, а также должен обладать такими добродетелями, каккуртуазность – т. е. должен обладать физической красотой, изяществом и желанием нравиться, должен иметь чувство юмора, ум и изысканную вежливость.

Народная культура

XIII–XIV вв. – расцвет городской культуры, выступающей как оппозиция против строгой догматичной церковной культуры. Она, прежде всего, выразилась в творчестве бродячих актеров, трубадуров, а также в бытовой жизни городских жителей: народная речь, праздники, ремесла.

Важную роль здесь играет площадная культура, выразившаяся в празднествах карнавального типа, словесных смеховых произведениях разного рода, пародиях. М.М. Бахтин говорит об особой двойной роли смеха – для него характерна своеобразная логика обратности, логика перемещения верха и низа. Народный смех, отвергая реальную жизнь строгих правил, иерархии и догм, одновременно возрождает и обновляет. Он веселый, ликующий и одновременно насмешливый, высмеивающий, он и утверждает и отрицает, и хоронит и возрождает.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа занимали в жизни средневекового человека огромное место. Праздничность отражала утопические идеи всеобщности, свободы, равенства и изобилия. В противовес официальной серьезной жизни жизнь карнавала торжествовала временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Для народного праздника характерны такие фигуры, как шуты и дураки.

Причинами легализации смеховой культуры были: слабость официальной церковно-феодальной культуры; сила народной культуры; сила традиций римских народных праздников; приуроченность христианских праздников к местным языческим; празднества, связанные со смеховыми культами. И рядом с каноническими формами средневековой культуры возникают параллельные формы смехового характера.

Наиболее распространенными являются «праздники дураков». Праздники дураков в основе своей были пародией на официальный культ, сопровождались переодеваниями и маскировками, непристойными танцами. Почти все обряды праздника дураков являются гротескными снижениями различных церковных обрядов и символов путем перевода их в материально-телесный план: обжорство и пьянство прямо на алтаре, обнажение тел и т. п. До нас дошла апология этого праздника, в которой защитники праздника дураков отмечают, что глупость – вторая природа человека и ей необходимо время от времени выходить наружу. Человек подобен бочке с вином, которая может лопнуть от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего.

Таким образом, эпоха средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. Именно в эпоху средневековья закладываются основные черты западноевропейского христианского типа культуры: линейное восприятие пространства и времени, немонолитный характер культуры – выделение субкультур (церковная, светская, народная). Институт церкви занимает доминирующие позиции во всех сферах культурной жизни средневекового общества.

Литература:

Даркевич В. П.Народная культура Средневековья / В. П. Даркевич. – М. : Либроком, 2010 – 288 с.

2. Иванов К. Н.Многоликое Средневековье / К. Н. Иванов. – М.: Алетейя, 2000 – 432 с.

3. Ле Гофф Ж.Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – Екатеринбург : Изд. У-Фактория, 2005 – 568 с.

4. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М. : Айрис-Пресс, 2004 – 544 с.