4. Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на неполный смешанный хор (школьного типа)
В классной и внеклассной работе со старшеклассниками распространены трехголосные неполные смешанные хоры ( ансамбли), в которых два верхних голоса поются девушками – сопрано и альтами, а нижний – всеми юношами, составляющими единую « совмещенную» мужскую партию. Юношеские голоса имеют ограниченный диапазон, у них нечетко выявлены тембровые отличия между тенорами, баритонами и басами, крайние звуки диапазона еще не окрепли, сила звучания незначительна, поэтому соединение всех мужских голосов в одну партию вполне естественно. «Объединенная» хоровая партия помогает в некоторой степени сгладить обычный недостаток школьных смешанных коллективов – незначительное количество мужских голосов. Совместное пение укрепляет звучание довольно слабых в этот период юношеских голосов и создает дополнительные предпосылки к динамическому равновесию с женскими партиями хора.
Осуществляя переложение для трехголосного неполного смешанного хора, необходимо учитывать следующее:
в результате слияния мужских голосов в одну партию значительно сокращается объем мужского хорового диапазона, который снизу будет ограничен звуками, возможными для исполнения тенорами, сверху – предельными верхними нотами басовой партии, его границы определятся звуками до малой октавы - ре (ми – бемоль) первой октавы
наиболее естественно и свободно звучат средние звуки общего диапазона – в объеме кварты – квинты
благоприятные возможности для звучания неполного трехголосного смешанного хора дает широкое и смешанное расположение
при некоторых условиях между двумя нижними голосами может образоваться значительный разрыв, который отрицательно скажется на качестве хорового звучания; для того, чтобы избежать появление таких разрывов, можно изменить вид аккорда, воспользовавшись его обращением, это позволит уравновесить интервальные соотношения голосов в хоровой партитуре и тем самым восстановить ее полноценное звучание
однако, не всегда нужно стремиться к ликвидации разрывов между голосами; в ряде случаев подобные разрывы не оказывают отрицательного действия на звучание хора, например, при расходящемся голосоведении, когда появление временного разрыва восстанавливается затем встречным движением голосов; иногда эпизодическое появление разрывов может быть обусловлено какими-то другими особенностями голосоведения или возникнуть в развитии полифонических эпизодов; в последнем случае они будут лишь способствовать достижению мелодической самостоятельности голосов
в тех случаях, когда женские хоровые партии звучат в нижнем и частично среднем регистрах, а мужские – в верхнем, применяется также тесное расположение голосов
записывается партитура трехголосного неполного смешанного хора на двух строчках: на верхней – в скрипичном ключе сопрано и альты (штили вверх и вниз соответственно), на нижней – в басовом ключе мужская партия (штили по общим правилам)
- I. Теоретическая часть
- 1.Научно-практическое обоснование необходимости курса «хоровая аранжировка» в подготовке педагога - хормейстера
- 4. Содержание учебной дисциплины (Темы)
- 5. Средства для организации учебных занятий
- 6. Смысловое определение специальных терминов и понятий и их практическое преломление в процессе изучения курса «хоровая аранжировка»
- 7. Общая характеристика особенностей хоровых переложений
- 8.Особенности вновь образованных голосов
- 9. Методика работы над переложением
- 9.1.Выбор произведения
- 9.2. Последовательность анализа произведения
- 9.3. Порядок записи хорового переложения
- 9.4. План самоконтроля
- 2.Переложение одно- двухголосных песен с сопровождением на трехголосный детский хор
- 3.Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на четырехголосный детский хор
- 4. Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 5. Переложение с трех- и четырехголосных однородных детских (женских) хоров на двухголосный детский хор
- 6. Переложение с четырехголосных однородных детских (женских) хоров на трехголосный детский хор
- 7. Переложение с полного смешанного хора на двухголосный детский хор
- 8. Переложение с полного смешанного хора на трехголосный детский хор
- 9.Переложение с полного смешанного хора на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 10. Общие особенности обработок
- III. Заключение
- IV. Приложения
- 1.Краткий словарь терминов и понятий
- 2.Список литературы