9.4. План самоконтроля
пропеть вновь образованные голоса, сразу станет ясно – удобны они для исполнителей или нет, не возникает ли проблем с подтекстовкой
сверить вновь образованные голоса с соответствующими гармониями аккомпанемента
проиграть всю хоровую партитуру на фортепиано с целью оценить общее звучание мелодии оригинала и новых голосов т.к. тембр хора настолько специфичен, что воспринимается в момент исполнения не только в общей совокупности с партией сопровождения, но и отдельно от нее
9.5.ПРОВЕРКА В КЛАССЕ
проигрывание домашней работы в классе на фортепиано в присутствии преподавателя и других студентов (обязательно наличие при этом оригинала произведения)
совместное обсуждение удачных и неудачных моментов переложения
внесение изменений в работу (при необходимости)
9.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЗДАННЫХ ХОРОВЫХ АРАНЖИРОВОК
накопление хоровых аранжировок для дальнейшей трудовой деятельности
исполнение выполненных работ учебным хором в колледже и на практике в школе
набор выполненных аранжировок в программе Finale
составление репертуарных сборников, предназначенных для использования студентами и преподавателями в учебном процессе и внеклассной работе
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ХОРОВОЙ АРАНЖИРОВКЕ.
1.ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ОДНОГОЛОСНЫХ ПЕСЕН С СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА ДВУХГОЛОСНЫЙ ДЕТСКИЙ ХОР
Двухголосные хоровые произведения могут исполнять школьники разных классов. Поэтому, при переложении для двухголосного детского хора должен учитываться возраст, для которого предназначается каждое конкретное произведение. В младших (3 -4) классах еще не окрепшие голоса ребят имеют ограниченный диапазон. Поэтому в переложениях для такого хора, нужно использовать, главным образом, средний регистр. К крайним регистрам следует относиться с большой осторожностью. При данном составе детского хора наиболее подходящими являются такие произведения, хоровая партитура которых будет ограничена рамками рабочего диапазона (от ре первой октавы до ре второй октавы), хотя возможными для исполнения будут и другие звуки, достигающие наверху у первых голосов ми-фа второй октавы, внизу у вторых голосов – си малой октавы. По мере увеличения возраста учащихся повышаются и их вокальные возможности. В хорах среднего и старшего школьного возраста голоса становятся ярче, сильнее, тембры проявляются рельефнее. Расширяется общий диапазон, достигая наверху у первых голосов звуков фа, соль второй октавы, внизу у вторых голосов – ля, соль малой октавы. Все это дает возможность при данном составе хора смелее использовать в переложениях не только средний, но и крайние регистры.
При переложении на двухголосный детский хор не всегда нужно, чтобы второй голос от начала до конца сохранял свою самостоятельную линию. Часто более целесообразным является слияние его в какие-то моменты с верхним мелодическим голосом. Таким образом, можно придать двухголосному хору различную степень гармонической насыщенности: от несложной хоровой ткани, когда двухголосие появляется лишь эпизодически, до постоянного двухголосия, которое звучит на всем протяжении произведения. Эта специфика в развитии второго голоса должна быть особенно учтена тогда, когда переложение делается для определенного хорового коллектива. Если произведение требует большей гармонической насыщенности и вместе с тем коллектив обладает необходимыми техническими возможностями, можно смелее использовать стабильное двухголосие. В тех же случаях, когда хор, для которого делается переложение, не имеет еще достаточных исполнительских навыков, лучше воспользоваться эпизодическим двухголосием, звучание которого будет сочетаться с унисонным проведением голосов.
Записывать партитуру для двухголосного детского хора нужно на одной строчке в скрипичном ключе, верхний голос (сопрано) – штили вверх, нижний (альты) – штили вниз. Когда голоса поют в унисон, штили ставятся в обе стороны.
- I. Теоретическая часть
- 1.Научно-практическое обоснование необходимости курса «хоровая аранжировка» в подготовке педагога - хормейстера
- 4. Содержание учебной дисциплины (Темы)
- 5. Средства для организации учебных занятий
- 6. Смысловое определение специальных терминов и понятий и их практическое преломление в процессе изучения курса «хоровая аранжировка»
- 7. Общая характеристика особенностей хоровых переложений
- 8.Особенности вновь образованных голосов
- 9. Методика работы над переложением
- 9.1.Выбор произведения
- 9.2. Последовательность анализа произведения
- 9.3. Порядок записи хорового переложения
- 9.4. План самоконтроля
- 2.Переложение одно- двухголосных песен с сопровождением на трехголосный детский хор
- 3.Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на четырехголосный детский хор
- 4. Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 5. Переложение с трех- и четырехголосных однородных детских (женских) хоров на двухголосный детский хор
- 6. Переложение с четырехголосных однородных детских (женских) хоров на трехголосный детский хор
- 7. Переложение с полного смешанного хора на двухголосный детский хор
- 8. Переложение с полного смешанного хора на трехголосный детский хор
- 9.Переложение с полного смешанного хора на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 10. Общие особенности обработок
- III. Заключение
- IV. Приложения
- 1.Краткий словарь терминов и понятий
- 2.Список литературы