logo
kostrov_a

9.4. План самоконтроля

9.5.ПРОВЕРКА В КЛАССЕ

9.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЗДАННЫХ ХОРОВЫХ АРАНЖИРОВОК

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ХОРОВОЙ АРАНЖИРОВКЕ.

1.ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ОДНОГОЛОСНЫХ ПЕСЕН С СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА ДВУХГОЛОСНЫЙ ДЕТСКИЙ ХОР

Двухголосные хоровые произведения могут исполнять школьники разных классов. Поэтому, при переложении для двухголосного детского хора должен учитываться возраст, для которого предназначается каждое конкретное произведение. В младших (3 -4) классах еще не окрепшие голоса ребят имеют ограниченный диапазон. Поэтому в переложениях для такого хора, нужно использовать, главным образом, средний регистр. К крайним регистрам следует относиться с большой осторожностью. При данном составе детского хора наиболее подходящими являются такие произведения, хоровая партитура которых будет ограничена рамками рабочего диапазона (от ре первой октавы до ре второй октавы), хотя возможными для исполнения будут и другие звуки, достигающие наверху у первых голосов ми-фа второй октавы, внизу у вторых голосов – си малой октавы. По мере увеличения возраста учащихся повышаются и их вокальные возможности. В хорах среднего и старшего школьного возраста голоса становятся ярче, сильнее, тембры проявляются рельефнее. Расширяется общий диапазон, достигая наверху у первых голосов звуков фа, соль второй октавы, внизу у вторых голосов – ля, соль малой октавы. Все это дает возможность при данном составе хора смелее использовать в переложениях не только средний, но и крайние регистры.

При переложении на двухголосный детский хор не всегда нужно, чтобы второй голос от начала до конца сохранял свою самостоятельную линию. Часто более целесообразным является слияние его в какие-то моменты с верхним мелодическим голосом. Таким образом, можно придать двухголосному хору различную степень гармонической насыщенности: от несложной хоровой ткани, когда двухголосие появляется лишь эпизодически, до постоянного двухголосия, которое звучит на всем протяжении произведения. Эта специфика в развитии второго голоса должна быть особенно учтена тогда, когда переложение делается для определенного хорового коллектива. Если произведение требует большей гармонической насыщенности и вместе с тем коллектив обладает необходимыми техническими возможностями, можно смелее использовать стабильное двухголосие. В тех же случаях, когда хор, для которого делается переложение, не имеет еще достаточных исполнительских навыков, лучше воспользоваться эпизодическим двухголосием, звучание которого будет сочетаться с унисонным проведением голосов.

Записывать партитуру для двухголосного детского хора нужно на одной строчке в скрипичном ключе, верхний голос (сопрано) – штили вверх, нижний (альты) – штили вниз. Когда голоса поют в унисон, штили ставятся в обе стороны.