3.Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на четырехголосный детский хор
Детские хоровые коллективы, исполняющие четырехголосные произведения, встречаются довольно редко. Тем не менее, студенты должны быть готовы уметь делать переложения и для такого состава. Четырехголосный хор девушек-старшеклассниц в ряду других однородных школьных хоров является наиболее высокоорганизованным и обладает максимальными возможностями художественного исполнения. Диапазон таких хоров достигает двух октав (от соль малой октавы до соль второй), голосовые регистры выявляются более определенно и могут быть использованы более смело, чем в трехголосии, хотя крайние ноты диапазона и здесь следует ограничивать. В работе с четырехголосным составом расширяются возможности аранжировки: появляются дополнительные варианты сочетания голосов, обогащается палитра регистрово-тембровых красок, а вместе с этим – гармонические и полифонические средства выражения. При аранжировке хоровых произведений на указанный состав можно воплотить их художественные особенности с большей полнотой, чем в трехголосном хоре. В дополнение к требованиям, предъявлявшимся при переложении на трехголосный хор, здесь, в частности, увеличивается возможность соблюдать большую гармоническую точность не столько в смысле полноты звучания аккордов (вертикальной заполненности), сколько в части сохранения их вида (обращения) и характера изложения. Многие студенты поначалу бывают излишне щедры в использовании хоровых голосов, они стремятся без особой необходимости создавать партитуры непременно в полном четырехголосном изложении, но этим только утяжеляют хоровую фактуру, отвлекают исполнительские силы и внимание слушателей от главной мелодии, усложняют произнесение текста, работу над ритмом и значительно удлиняют репетиционный процесс. Более целесообразно использовать четырехголосное звучание хора эпизодически, например, в кульминационные моменты, что будет являться дополнительной хоровой краской.
Записывают четырехголосную партитуру для детского хора на двух строчках. Обе строчки в скрипичном ключе. На верхней - первые и вторые сопрано ( штили вверх и вниз соответственно), на нижней – первые и вторые альты ( штили по тому же принципу).
- I. Теоретическая часть
- 1.Научно-практическое обоснование необходимости курса «хоровая аранжировка» в подготовке педагога - хормейстера
- 4. Содержание учебной дисциплины (Темы)
- 5. Средства для организации учебных занятий
- 6. Смысловое определение специальных терминов и понятий и их практическое преломление в процессе изучения курса «хоровая аранжировка»
- 7. Общая характеристика особенностей хоровых переложений
- 8.Особенности вновь образованных голосов
- 9. Методика работы над переложением
- 9.1.Выбор произведения
- 9.2. Последовательность анализа произведения
- 9.3. Порядок записи хорового переложения
- 9.4. План самоконтроля
- 2.Переложение одно- двухголосных песен с сопровождением на трехголосный детский хор
- 3.Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на четырехголосный детский хор
- 4. Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 5. Переложение с трех- и четырехголосных однородных детских (женских) хоров на двухголосный детский хор
- 6. Переложение с четырехголосных однородных детских (женских) хоров на трехголосный детский хор
- 7. Переложение с полного смешанного хора на двухголосный детский хор
- 8. Переложение с полного смешанного хора на трехголосный детский хор
- 9.Переложение с полного смешанного хора на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 10. Общие особенности обработок
- III. Заключение
- IV. Приложения
- 1.Краткий словарь терминов и понятий
- 2.Список литературы