2.Переложение одно- двухголосных песен с сопровождением на трехголосный детский хор
Трехголосное пение начинается в 5-6 классах и преобладает в старших. К этому времени у школьников повышается исполнительский уровень и физические возможности. Это позволяет раздвинуть круг произведений, отбираемых для переложения и расширить сферу творческих поисков аранжирующего. Трехголосные переложения открывают возможность более полноценной передачи различных музыкальных особенностей оригинала, чем двухголосные. Мелодический материал в трехголосном переложении может быть помещен в различные регистры любого из трех голосов – это допускает более старший возраст исполнителей. В таких условиях легче найти лучший вариант звучания мелодии, чтобы полнее передать ее смысл и характер. Гармонические особенности оригинала также могут быть отражены с большей полнотой. Двухголосное переложение передавало лишь общие гармонические контуры сочинения: от трех-, четырех-, пятизвучных аккордов оставались только двухзвучные сочетания. В трехголосном хоре могут быть «озвучены» почти любые аккорды. А потому в переложениях ладофункциональные особенности оригинала воплощаются уже не приблизительно, а более детально. Трехголосная хоровая фактура обогащает палитру красочных соотношений голосов между собой: они могут сливаться в общем унисоне, комбинироваться в разных видах удвоений и, наконец, двигаться совершенно самостоятельно. Большое распространение, в частности, имеют такие виды фактуры как параллельное движение в двух верхних голосах при самостоятельном движении в нижнем или соединение двух нижних в аккомпанименте верхнему. Многообразие сочетаний голосов в трехголосии помогает аранжирующему найти для каждого голоса наиболее естественные условия звучания и полнее раскрыть его вокальные возможности.
Тесное расположение голосов в трехголосном хоре является наиболее характерным, удобным и распространенным. В тесном расположении хоровые аккорды звучат компактнее, полнее и сочнее, чем в широком. С расположением аккордов связана и динамика хорового звучания. Тихая звучность хорошо выполнима при любом – и тесном и широком - расположении ( при условии, что все голоса находятся в естественных тесситурных условиях). Громкая звучность получается более непринужденной при тесном расположении, когда все голоса помещены в соответственно равной, но не низкой тесситуре. При переложении на трехголосный детский хор целесообразно использовать преимущественно тесное расположение голосов, которое, кстати, облегчает и приобретение первоначальных навыков трехголосного пения. Но только им ограничиваться нельзя. Разумное сочетание тесного и широкого расположений делает более выразительным голосоведение и обогащает общее звучание партитуры.
Средний голос трехголосной партитуры при аранжировке требует к себе особого внимания. Являясь самым трудным для исполнителей, он должен быть по возможности напевным, выразительным, запоминающимся, но не сложным в мелодическом отношении.
При трехголосном изложении детского хора на два голоса принято делить партию сопрано, а не альтов, т.к. у детей более развит верхний участок диапазона, а не нижний.
Записывается трехголосная партитура для детского хора на двух строчках: на верхней - первые и вторые сопрано (штили вверх и вниз соответственно), на нижней - альты (штили ставятся в соответствии с общими правилами). Такая запись помогает правильно понять какой голос удваивается – верхний или нижний в тех случаях, когда три голоса сходятся в два. В данном случае запись на одной строчке была бы неясной.
- I. Теоретическая часть
- 1.Научно-практическое обоснование необходимости курса «хоровая аранжировка» в подготовке педагога - хормейстера
- 4. Содержание учебной дисциплины (Темы)
- 5. Средства для организации учебных занятий
- 6. Смысловое определение специальных терминов и понятий и их практическое преломление в процессе изучения курса «хоровая аранжировка»
- 7. Общая характеристика особенностей хоровых переложений
- 8.Особенности вновь образованных голосов
- 9. Методика работы над переложением
- 9.1.Выбор произведения
- 9.2. Последовательность анализа произведения
- 9.3. Порядок записи хорового переложения
- 9.4. План самоконтроля
- 2.Переложение одно- двухголосных песен с сопровождением на трехголосный детский хор
- 3.Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на четырехголосный детский хор
- 4. Переложение одно-, двухголосных песен с сопровождением на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 5. Переложение с трех- и четырехголосных однородных детских (женских) хоров на двухголосный детский хор
- 6. Переложение с четырехголосных однородных детских (женских) хоров на трехголосный детский хор
- 7. Переложение с полного смешанного хора на двухголосный детский хор
- 8. Переложение с полного смешанного хора на трехголосный детский хор
- 9.Переложение с полного смешанного хора на неполный смешанный хор (школьного типа)
- 10. Общие особенности обработок
- III. Заключение
- IV. Приложения
- 1.Краткий словарь терминов и понятий
- 2.Список литературы