logo search
kostrov_a

2.Переложение одно- двухголосных песен с сопровождением на трехголосный детский хор

Трехголосное пение начинается в 5-6 классах и преобладает в старших. К этому времени у школьников повышается исполнительский уровень и физические возможности. Это позволяет раздвинуть круг произведений, отбираемых для переложения и расширить сферу творческих поисков аранжирующего. Трехголосные переложения открывают возможность более полноценной передачи различных музыкальных особенностей оригинала, чем двухголосные. Мелодический материал в трехголосном переложении может быть помещен в различные регистры любого из трех голосов – это допускает более старший возраст исполнителей. В таких условиях легче найти лучший вариант звучания мелодии, чтобы полнее передать ее смысл и характер. Гармонические особенности оригинала также могут быть отражены с большей полнотой. Двухголосное переложение передавало лишь общие гармонические контуры сочинения: от трех-, четырех-, пятизвучных аккордов оставались только двухзвучные сочетания. В трехголосном хоре могут быть «озвучены» почти любые аккорды. А потому в переложениях ладофункциональные особенности оригинала воплощаются уже не приблизительно, а более детально. Трехголосная хоровая фактура обогащает палитру красочных соотношений голосов между собой: они могут сливаться в общем унисоне, комбинироваться в разных видах удвоений и, наконец, двигаться совершенно самостоятельно. Большое распространение, в частности, имеют такие виды фактуры как параллельное движение в двух верхних голосах при самостоятельном движении в нижнем или соединение двух нижних в аккомпанименте верхнему. Многообразие сочетаний голосов в трехголосии помогает аранжирующему найти для каждого голоса наиболее естественные условия звучания и полнее раскрыть его вокальные возможности.

Тесное расположение голосов в трехголосном хоре является наиболее характерным, удобным и распространенным. В тесном расположении хоровые аккорды звучат компактнее, полнее и сочнее, чем в широком. С расположением аккордов связана и динамика хорового звучания. Тихая звучность хорошо выполнима при любом – и тесном и широком - расположении ( при условии, что все голоса находятся в естественных тесситурных условиях). Громкая звучность получается более непринужденной при тесном расположении, когда все голоса помещены в соответственно равной, но не низкой тесситуре. При переложении на трехголосный детский хор целесообразно использовать преимущественно тесное расположение голосов, которое, кстати, облегчает и приобретение первоначальных навыков трехголосного пения. Но только им ограничиваться нельзя. Разумное сочетание тесного и широкого расположений делает более выразительным голосоведение и обогащает общее звучание партитуры.

Средний голос трехголосной партитуры при аранжировке требует к себе особого внимания. Являясь самым трудным для исполнителей, он должен быть по возможности напевным, выразительным, запоминающимся, но не сложным в мелодическом отношении.

При трехголосном изложении детского хора на два голоса принято делить партию сопрано, а не альтов, т.к. у детей более развит верхний участок диапазона, а не нижний.

Записывается трехголосная партитура для детского хора на двух строчках: на верхней - первые и вторые сопрано (штили вверх и вниз соответственно), на нижней - альты (штили ставятся в соответствии с общими правилами). Такая запись помогает правильно понять какой голос удваивается – верхний или нижний в тех случаях, когда три голоса сходятся в два. В данном случае запись на одной строчке была бы неясной.