16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
Этруски - древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).
В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Богатые погребения в перекрытых ложными сводами круглых могильниках сменяют более скромные захоронения. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.
Жители Этрурии активно занимались разработкой горнорудных месторождений, изделия этрусских ремесленников пользовались большим спросом у соседних народов
Этрусские древности привлекали внимание ученых Рима. Европейский мир открыл культуру этрусков еще в эпоху Возрождения, когда любители древностей начали вести раскопки в этрусских гробницах и коллекционировать памятники искусства. Сложившийся в европейском искусстве 18 в. т. н. «этрусский стиль» соединял в себе мотивы как греческого, так и римского искусства.
В 18-19 вв. систематические раскопки в окрестностях Рима и в Тоскане открыли множество памятников этрусского искусства
Римский ученый Витрувий (1 в. до н. э.) указывал, что благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. В Риме сохранились остатки канализационной системы, созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.
В труде Витрувия можно найти описания этрусских храмов, которые возводились на платформах и внутри были разделены на три параллельных нефа. Фасад храма представлял собой портик с двумя рядами колонн. В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества (т. н. «Аполлон из Вей») работы знаменитого скульптора Вулки. (Шалаш из Ветулонии — символ воспроизводства жилища, используемый в погребении. Конец 9 — первая половина 8 в. до н. э. Кость) Мастера Этрурии в совершенстве владели техникой литья из бронзы; экспрессивность и выразительность этрусского скульптурного портрета («Оратор», т. н. «голова Брута») оказали несомненное влияние на римское искусство. Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица. (Саркофаг с изображением супружеской четы этрусков. Из Черветери. Терракота. Начало 6 в. до н.э.)
Этрусские гробницы в Тарквиниях сохранили редчайшие для античного мира памятники фресковой живописи. Лишь незначительная часть фресок перенесена в музеи. Большинство росписей подвергается губительному воздействию влажного воздуха и постепенно исчезает, утрачивая свое живописное совершенство. Гробницы часто названы по сюжетам тех композиций, которые украшают их стены: гробницы авгуров, жонглеров, охоты и рыбной ловли, львов, быков, чудовищ и пр. Изображаются танцовщики, музыканты с флейтами и лирами, возлежащие за столами пирующие, роскошная утварь, нарядные одежды: согласно верованиям этрусков, радость и красота должны были окружать их и после смерти.
На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. (Сцена пира из этрусской гробницы Леопардов. Фреска. Около 470 до н.э.)
Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима — бронзовая Капитолийская волчица — была изготовлена в Этрурии. (КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА, бронзовая этрусская статуя кон. 6 — нач. 5 вв до н. э. Древние изображения Ромула и Рема, основателей Рима, не сохранились (известны по монетам), заново сделаны в 17 в. итальянским архитектором и скульптором Л. Бернини. В настоящее время в Капитолийском музее в Риме)
Среди рисунков Микеланджело есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре — копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези. Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.
Сохранились: Голова Тини (Юпитера) из Сатрикума. Нач. 5 в. до н.э. ;Статуэтка этрусской женщины. ;Этрусская полихромная амфора. 630-550 до н. э.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко