logo
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта

Эллинистический период. Александрия - с хорошо продуманной планировкой, прекрасными общественными зданиями, дворцами, храмами, театром и гимнасием. Кроме Мусея с библиотекой город славился одним из семи чудес света античного мира — Фаросским маяком. Однако глубокого проникновения греческой культуры среди египетского населения не произошло, так как греки всегда оставались правящим меньшинством в стране. Синтез античной и древнеегипетской традиций в изобразительном искусстве породил новый своеобразный тип греко-египетского искусства. К сожалению, о городах римского времени известно немного, учитывая то, что римляне их в Египте почти не строили. Александрия украшалась новыми пышными постройками, восстанавливались прежние. Город приобрел ряд типично римских сооружений: арки, акведуки, колоннады вдоль уличных магистралей, амфитеатр, цирк, термы. Также в Египте появились воздвигаемые по всей империи храмы в честь гения императора — такова была идеология, укреплявшая разноплеменное население римской империи. Романизация коснулась и других египетских городов, хотя не изжила древней традиционной культуры, которой следовали простые египтяне. Выдающимся примером синтеза египетского и римского искусства можно рассматривать катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, в которых запечатлены сложные образы греко-египетских божеств. Переосмысление римлянами египетского обычая помещать на лицо умершего погребальную маску привело к возникновению нового явления в искусстве — «файюмским портретам ». Синтетический сплав греко-римской и египетской культур привел к новым формам в искусстве и религии, но Египет так и не был романизирован и нивелирован настолько, насколько были романизированы и латинизированы западные провинции римской империи.