logo
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

23. Искусство греческой архаики

Архаика— ранний период древнегреческой культуры, его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в. В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика, не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского эпоса), зарождается особый жанр историографии, появляются первые драматурги, формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия Пифагор, Фалес, Гераклит.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение — его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, — храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В руках этих мастеров рисунок быстро совершенствуется: они изучают человека, находят правдоподобные соотношения между частями тела, перестают бояться пересечений, ракурсов и движения, тщательно изучают костяк фигуры, мускулатуры.Такие задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество. Древнейшие известные нам статуи — куросы, или Аполлоны, и коры (девы) — еще совершенно неподвижны и фронтальны, явно, что художник более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем механикой движения и пластикой. Но уже во второй половине 6 в. происходят изменения: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, увеличивается число осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера знаменитых фронтонов эгинского храма Афины Афайи в значительной мере владеют человеческим телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют совершать сложные движения. Лица архаических кор и куросов отмечены особой, так называемой архаической улыбкой, придающей им выражение торжественной величавости божества, загадочности и недоступной смертным радостности и надменности небожителя.