logo
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе

В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.

(«Бегство в Египет» (около 1305-1308). Капелла дель Арена в Падуе. С именем Джотто в живописи связывается освобождение от золотых фонов и стремление к изображению реалистичности мира.; «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе (ок. 1305-1308); Фреска «Поцелуй Иуды» (около 1305-1308). Капелла дель Арена в Падуе. Евангельский сюжет предательства Иуды. Фреска Джотто стоит у истоков западной традиции изображений Иуды, когда его уродливое лицо противопоставляется лику Христа.)